Психология » Психология и педагогика » Психика , психический образ, сознание
Психика , психический образ, сознание

Психика - /греч. Psychikos - Душевный/ свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения - его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Таким образом, психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природу психики. Её законы могут получать научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.

Понимание психики как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву психики от работы мозга, либо к сведению психологических явлений к физиологическим, либо наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическом отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, так как она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражения. Таким образом, хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Еще необходимо обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека - человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ни чего человеческого ни в поведении, ни в психики не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд, и др.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, её отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействия с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

· Сам психический образформируется в процессе активной деятельности человека.

· Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

· Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

· Преломляется через индивидуальность человека.

· Носит опережающий характер.


Рекомендации для психотерапевтической работы с больными хроническим панкреатитом
Итак, наше исследование еще раз подтвердило, что главным следствием действия панкреатита на личность является усиление степени тревожности и депрессии. Сбор анамнеза, соматический осмотр и лабораторные исследования — неотъемлемая часть ле ...

Сравнительный анализ влияния упражнений и занятий в игровой форме на развитие познавательных процессов младших школьников
По результатам проведённого исследования в 1 «А» классе, выявлено, что дети имеют очень низкие показатели развития психических познавательных процессов. Результаты, полученные в ходе повторного диагностического исследования учащихся, срав ...