Психология » Психология и педагогика » Основные психические процессы
Основные психические процессы
Страница 2

Другая особенность психических процессов в том, что преобразования, совершающиеся в мозгу – органе психических процессов, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне него. То есть, специфика психических процессов заключается в том, что они в своих осознаваемых параметрах определяются особенностями внешних объектов. Психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый – к мозгу, второй – к внешним предметам и явлениям. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, связи между которыми она отражает, а эмоция – в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают.

Важной особенностью высших психических функций является и то, что их физиологический компонент, то есть те изменения в работе центральной нервной системы, которые обеспечивают соответствующий психический процесс, человеком совершенно не воспринимаются. Нейрофизиологические составляющие психических процессов оказываются практически недоступными для самонаблюдения.

Экспериментально было доказано, что психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Страницы: 1 2 


Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Лесенка для детей»
Количественная обработка: № Имя ребёнка Параметры Привязанность к матери Привязанность к отцу Привязанность к другим членам семьи 1 Таня 1 0 0 2 Света 1 2 0 3 Кристи ...

Методы и методики изучения психологической защиты и совладания как механизма овладения поведением
Методика 1. Социометрическая методика [16] Эта методика позволяет определить положение испытуемо­го в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится ...