Психология » Психические познавательные процессы » Общая характеристика восприятия
Общая характеристика восприятия
Страница 2

Рис. 1. Восприятие обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в качестве исходных при его опознании. На этом рисунке можно увидеть и образ молодой женщины, и образ старухи

Чем больше в объекте новизны, чем он сложнее (структурно организованнее) и интереснее, чем сильнее стимул и чем чаще он повторяется, тем легче он может привлечь к себе внимание. Однако более важную роль в привлечении внимания играют потребности, интересы, ожидания субъекта восприятия. Мозг создает себе образ реальности, которая связана с интересами и нуждами индивидуума. Психолог Бергсон (1907) сравнивал человеческий мозг с фильтром, благодаря которому человек проявляет избирательное внимание и пропускает на уровень сознания только ту информацию, которая необходима для его выживания в предметном и социальном мире. Ребенок с самого рождения имеет относительно запрограммированный мозг и уже достаточно развитые для восприятия предметного мира органы чувств. Однако процессы восприятия должны каким-то образом упорядочиваться. Мозг сортирует по категориям колоссальное количество раздражителей, причем способ классификации воспринятого тесно связан с индивидуальным жизненным опытом каждого. Все виды восприятия - результат практики и опыта. Только благодаря им мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, придавая им точное значение. С другой стороны мозг испытывал бы слишком большую информационную перегрузку, если бы он не смог осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов, привлекающих его внимание. Этого удается избежать благодаря сенсорной адаптации на уровне рецепторов (уменьшение чувствительности к повторяющимся или длительно воздействующим стимулам) и привыканию на уровне ретикулярной формации (ретикулярная формация блокирует передачу ставших привычными сигналов, чтобы они не загромождали сознание). Так, горожане на улице уже не чувствуют запаха выхлопных газов и не слышат автомобильных сигналов.

В головном мозге действует фильтр, который лимитирует способность улавливать различные сигналы. Прежде, чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем - порог восприятия или порог осознанного узнавания, который контролируется ретикулярной формацией. Между этими двумя порогами, видимо, существует подпороговая зона, где сигналы обрабатываются без участия сознания. Физиологический порог предопределен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов. Порог восприятия гораздо менее стабилен и зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог. Здесь возникает очень интересное явление, объясняющее порой необъяснимые, с точки зрения логики бытовой психологии, факты. Оно заключается в том, что подпороговое восприятие информации может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.

Гипотеза о бессознательной обработке сигналов из подпороговой зоны позволяет объяснить многие спорные явления: подпороговое восприятие, перцептивную защиту, внечувственное (экстрасенсорное восприятие) и др. которые мы рассмотрим позднее. Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие — активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит. Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Страницы: 1 2 3 4


Правила поведения в обществе – китайский этикет
Для многих европейцев Китай не просто другая страна - это совершенно иной мир! Люди, впервые приехавшие в Китай, не только сталкиваются с различиями в языке, географии, политике и т.п. - многие испытывают настоящий культурный шок. Многие ...

Развитие внимания у детей
Мы уже описывали развитие внимания у новорожденных детей. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребёнок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в со ...