Психологические идеи Платона.

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) не­разрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко­торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не­бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в сво­ем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их по­добия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии нахо­дится в царстве идей и существует прежде, чем соеди­ниться с каким-либо телом, поэтому природа души срод­ни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост­ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра­данию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Процессы познания.

Платон сделал акцент не на внеш­нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред­полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутрен­няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоми­нание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те­лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.


Коммуникативные умения: понятие виды формирование
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаим ...

Теории внимания
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Отечественный учёный Н.Н. Ланге выдвинул “концепцию волевого внимания”. Он определил ...