Психология и её предмет.

в Новое время и в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области своей деятельности. Эта область понималась как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя, и главным здесь виделась осознанность этого процесса. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содержания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Наблюдается двойственность предмета психологии того времени: изучение сознания и путей его формирования, а также этапов развития образа мира и себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности индивида - с другой.

В связи с развитием механики и физики Ньютона утвердился новый взгляд на природу как на гигантский механизм, а человеческое тело виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики.

В исследовании процессов познания наблюдались две противоположные точки зрения.

Сенсуализм определял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему.

Рационализм отдавал приоритет мышлению, выделял в процессе познания два этапа: первый этап состоял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению, но понятие, которое формировалось таким образом, не является окончательным и объективным. Поэтому выделялся второй этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в кем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Решение проблемы эмоций и свободы человека основывалось на позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности.


Причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений.
Наиболее яркий пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости. Казалось бы, довольно безобидный фактор «симпатия- антипатия» касается не только двух или несколько бол ...

Рекомендации для психотерапевтической работы с больными хроническим панкреатитом
Итак, наше исследование еще раз подтвердило, что главным следствием действия панкреатита на личность является усиление степени тревожности и депрессии. Сбор анамнеза, соматический осмотр и лабораторные исследования — неотъемлемая часть ле ...