Психология » История психологии как самостоятельная наука » Представления о психике и сознании у Лейбница
Представления о психике и сознании у Лейбница

Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ и известнейший математик; так же как и Спиноза, рассматривал человека как целостное существо, но при этом имел свое понимание единства телесного и психического, которое получило название психофизического параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое и совершают свои операции самостоятельно и автоматически, но в основе их единства лежит духовное начало, некая божественная мудрость, которая сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония.

В душе, помимо осознанных действий, непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» -неосознаваемых восприятий. Осознание этих «малых перцепций» происходит благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт -апперцепция, она включает внимание и память.

Душа имеет три области - область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного, которые наделены разной степенью осознанности. Субъективность человеческих знаний тесно связана с познавательной активностью: человек в процессе познания любого предмета вносит собственное представление о нем, основанное на своем жизненном опыте, и поэтому уже на начальной стадии познания невозможно отграничить истинность, объективность предмета от субъективного понимания его человеком. Но это не означает, что человеческое познание реальности не может быть объективным, так как восприятие и понимание основных качеств предмета или явления

у большинства людей совпадают и поэтому отражают объективную картину мира.

Значение представлений Лейбница о психике человека заключается в том, что они изменили и расширили представление о психическом, выявив его важнейший компонент - бессознательную психику, идея которой впоследствии очень широко разрабатывалась в глубинной психологии, в частности в психоанализе 3. Фрейда.


Развитие экспериментальной психологии в структурализме Э. Титчинера.
Э. Титченер (1867-1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурализмом и настаивал на противопоставлении ее активно развивающемуся в то время в А ...

Язык и дискурсивное мышление.
Язык- это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации от поколения к поколению. Эволюционное развитие познавательных процес ...