Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712-1780) - мыслитель, философ, писатель, создал первую в истории психологии целостную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем сочинении «Эмиль, или О воспитании» все существующие до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал следующие принципы развития и воспитания ребенка.

1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные различия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адекватно применять это знание в процессе воспитания.

2. Помимо индивидуальных различий, существуют и общие для всех детей особенности, связанные с тем или иным возрастным этапом, и эти особенности также должны быть хорошо известны воспитателю.

Руссо создал первую возрастную периодизацию, включающую в себя 4 этапа,

1. Первый этап - от 0 до 2 лет, главной задачей здесь является физическое развитие ребенка.

2. Второй этап - с 2 до 12 лет, задача - развитие сенсорных способностей ребенка, и в первую очередь способности к ощущению, так как именно ощущение является основой формирования у ребенка мышления.

3. Третий период- с 12 до 15 лет- необходимо посвятить обучению ребенка, так как основа мышления - ощущение - уже сформирована.

4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ребенка начинает активно формироваться чувственная сфера, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию.

Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка и дана первая в истории психологии возрастная периодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии.


Причины возникновения стресса
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ре ...

Психология и её предмет.
в Новое время и в эпоху Просвещения В эпоху Просвещения психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области своей деятельности. Эта область понималась как исследование путей становления у человека картины о ...