Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712-1780) - мыслитель, философ, писатель, создал первую в истории психологии целостную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем сочинении «Эмиль, или О воспитании» все существующие до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал следующие принципы развития и воспитания ребенка.

1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные различия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адекватно применять это знание в процессе воспитания.

2. Помимо индивидуальных различий, существуют и общие для всех детей особенности, связанные с тем или иным возрастным этапом, и эти особенности также должны быть хорошо известны воспитателю.

Руссо создал первую возрастную периодизацию, включающую в себя 4 этапа,

1. Первый этап - от 0 до 2 лет, главной задачей здесь является физическое развитие ребенка.

2. Второй этап - с 2 до 12 лет, задача - развитие сенсорных способностей ребенка, и в первую очередь способности к ощущению, так как именно ощущение является основой формирования у ребенка мышления.

3. Третий период- с 12 до 15 лет- необходимо посвятить обучению ребенка, так как основа мышления - ощущение - уже сформирована.

4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ребенка начинает активно формироваться чувственная сфера, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию.

Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка и дана первая в истории психологии возрастная периодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии.


Гендерные аспекты профессиональной самореализации личности. Дифференциальная психофизиология профессионала: гендерный аспект
Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. По данным Л.А.Головей, от 9-го к 11-му классу у юношей существенн ...

Искусственный сон – гипноз
Гипноз – особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее в результате направленного психологического воздействия – внушения. Отличительной чертой гипноза является строгая, не свойственная сну и бодрств ...