Психология » История психологии как самостоятельная наука » Немецкая эмпирическая психология в XIX в. концепция И. Ф. Гербарта
Немецкая эмпирическая психология в XIX в. концепция И. Ф. Гербарта

И. Ф. Гербарт( 1776-1841), основоположник немецкой эмпирической психологии, выдвигает следующие положения о природе человека.

1. Предметом любого психологического исследования являются факты сознания, а методами их изучения - наблюдение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, но не эксперимент. Для получений достоверных фактов необходимо использование методов математики.

2. Простейшими элементами психики являются представления, определяемые как возникающие под влиянием внешних объектов образы восприятий.

3. Выделяются три уровня сознания, каждый из которых вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности представления:

а) ясное сознание (апперцепция), содержанием которого являются представления с максимальной степенью ясности;

6} сознание (перцепция), вмещающее в себя менее ясные представления и образы;

в) бессознательное, т. е. область сознания, имеющая в своем составе представления, подавленные содержаниями двух других уровней.

4. Каждое, находящееся на определенном уровне сознания представление может перемещаться с одного уровня на другой в разные моменты времени.

5. Сознание человека находится в постоянной динамике, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или менее осознаваемые представления.

6. Выделяются следующие причины, обусловливающие степень интенсивности, ясности представления и нахождение его на одном из трех уровней сознания:

- сила впечатления, обусловленная уровнем его значимости для субъекта;

- отсутствие препятствий (например, более сильных впечатлений);

- прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления, слияние которых с новым поступившим в сознание впечатлением называлось -апперцепцией».

7. Чувства и воля как отдельные феномены в сознании не присутствуют, а являются результатом взаимодействия представлений между собой через стеснение в сознании одного или нескольких из них, и это вызывает чувство неудовольствия, а также чувство удовольствия, если происходит устранение этого стеснения.


Методика определения стиля руководства.
Анализ качества выполнения работы предполагает также оп­ределение стиля руководства.Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации общих целей н ...

Современное положение о деятельности ПМПК
I . Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), которые создаются органами управления образованием на региональном и муниципальном уровнях Министерством ...