Психология » История психологии как самостоятельная наука » Английская ассоцианистическая психология в XIX в.
Английская ассоцианистическая психология в XIX в.

Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма. В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.

1. Первый этап - начало ХК в. - расцвет ассоцианизма, когда были созданы классические теории и разработаны основные положении этой концепции. Главными представителями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.

2. Второй этап - середина ХК в. - переломный период, когда происходил пересмотр основных взглядов классического ассоцианизма на предмет и методы исследования, что способствовало началу его кризиса. Это проявилось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэма.

3. Третий этап - конец ХК в. - кризис классического ассоцианизма, обусловленный произошедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, в область психологического исследования вводится метод эксперимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз, Т. Циген, Г. Э. Спенсер.

Заслугами ассоцианистов являются:

- введение в область психологического знания и дальнейшее развитие понятия опытного, прижизненного формирования содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов обучения и развития;

- введение понятия и теории ассоциации, которые также оказали существенное влияние на изучение законов приобретения знаний и научения;

- «узаконивание» самонаблюдения и эксперимента как основных методов исследования в психологии.

У данной концепции существуют следующие недостатки и заблуждения:

- признание только опытных, прижизненно сформированных феноменов и содержаний сознания, выведение их из чувств и ощущений, отрицание врожденных особенностей человека как имеющих достаточное влияние на его развитие;

- описательность самой концепции, отсутствие средств для объяснения процессов и явлений душевной жизни;

- отказ от изучения мышления, способностей, особенностей поведения личности без привязывания их к феномену ассоциации или области чувств и ощущений.


Программа коррекционно - развивающих занятий для воспитателей в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива «Формирование сплоченности коллектива».
Номинация «Лучшая коррекционно – развивающая программа, программа элективного курса по психологии» или «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей, педагогов». Аннотация. Программа, направленная на формирование сплоченно ...

Рефлексивный блок
На основании того, что логическая схема занятий помещена в приложение 2, анализ процесса апробации коррекционно-образовательной программы представлен в рефлексивном блоке. Занятие №1 Цель занятия была достигнута. Из-за приобретённого о ...