Учение об ассоциациях Т. Брауна.

Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду в развитии ассоцианизма XIX в., в ней содержатся основные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдвигает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышлении, ощущениях.

1. На появление в сознании той или иной ассоциации влияют физиологические особенности индивида, например природные задатки, состояние его здоровья, а также особенности производимого внешним объектом воздействия на органы чувств (а именно их сила и новизна), которые, в свою очередь, продуцируют ощущения.

2. Процесс мышления определяется как выдвижение из множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных ассоциаций той, которая максимально соответствует решению поставленной задачи.

3. Душевные явлен™ не подчинены материальным субстанциям организма, в частности мозгу, а существуют по собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении.

4. Все душевные операции делятся на два вида: первый вид - ассоциации, или простые внушения, и их основания локализуются в различных участках мозга, второй вид - относительные внушения - это все остальные связи.

5. Метод самонаблюдения является единственно верным методом исследования сознания.

6. Механистическое объяснение всех душевных явлений: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме составляющих его более простых.

7. Биологизированное понимание человеческих потребностей, т. е. признание первичности жизненно важных потребностей во сне, отдыхе, пище, и отнесение их к области чувственных процессов сознания на основании определения потребности как ассоциации между двумя чувствами - чувством неудовольствия как реакции на голод или иной стимул и желанием удовлетворить это чувство посредством какого-либо предмета или объекта. 8 результате взаимодействия этих двух чувств возникает ассоциация и, следовательно, потребность определенного рода.


Категория личность в истории псих-и.
Категория личность появилась в психоло­гии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в античности. Однако в то время понятия личность и человек рас­сматривались к ...

Теоретическое изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста. Понятие и типы детско-родительских отношений
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». [9; 22] В литературе описана достаточно обширная феноменология ...