Психология » История психологии как самостоятельная наука » Ассоцианистическая концепция Дж. Ст. Милля
Ассоцианистическая концепция Дж. Ст. Милля

Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и экономист, является представителем классического ассоцианизма. Им утверждаются следующие законы функционирования и особенности психики человека.

1. Рассмотрение сознания с механистической точки зрения, как машины, функционирующей на основе законов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а только идеи и представления, полученные опытным путем и сформированные из простейших ощущений.

2. Все идеи и представления формируются лишь на основе ощущений по законам ассоциации, которые позволяют идеям и представлениям измениться, соединяться и группироваться друг с другом.

3. Выделение трех основных законов формирования ассоциаций:

- процесс зарождения и порядок идей через ассоциацию их с исходными ощущениями зависит от состояния и порядка существования оригиналов этих идей - самих ощущений;

- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления за ним каких-либо идей;

- частота повторения ощущения прямо пропорциональна формированию идеи: чем чаще повторяется одно и то же исходное ощущение, тем более вероятно закрепление за ним соответствующей идеи.

4. Описание интеллектуальной деятельности, в частности памяти, как поэтапного процесса припоминания через ассоциацию:

- первый этап - появление некоторого эмоционального представления, трактуемого индивидом как задача вспомнить что-либо;

- второй этап - активное продуцирование ассоциаций различного характера и содержания, следующих друг за другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет соответствия исходному представлению;

- третий этап - нахождение уже имеющейся в сознании идеи, которая соответствует или ассоциируется с исходным, требующим припоминания представлением, и, следовательно, припоминание этого представления на основе найденной идеи.


Образовательная система в России
Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и ср ...

Обобщающая интерпретация данных
В ходе проведенного исследования были получены результаты, которые могут представлять собой практическую значимость для психологов, работающих с детьми, в сфере психологического консультирования. Первичные результаты исследования представ ...