Психология » История психологии как самостоятельная наука » Направления в развитии психологии как самостоятельной науки в конце XIX - начале XX в.
Направления в развитии психологии как самостоятельной науки в конце XIX - начале XX в.

Становление психологии как самостоятельной науки стало возможным благодаря постепенному ее превращению из науки описательной в науку экспериментальную. Годом рождения психологии принято считать 1879 г., местом рождения - психологическую лабораторию в Университете г. Лейпцига, а -отцом» - немецкого психолога Вильгельма Вундта, который ввел в психологическую науку метод эксперимента и создал свою экспериментальную психологию. Развитие научного психологического знания 8 указанный период можно разделить на три направления.

1. Экспериментальная психология В. Вундта, предметом которой стало изучение сознания путем разложения его содержаний на простейшие элементы и последующий их анализ. В Германии экспериментальные методы Вундта разрабатывались Г. Эббингаузом в опытах по исследованию памяти. В Европе возникает Вюрцбургская школа профессора О. Юольпе, предметом ее изучения становится мышление. В Америке возникает структурализм 3. Титчи-нера как концепция понимания сознания.

2. Развитие других отраслей психологической науки, использующих эксперимент как основной исследовательский инструмент:

- дифференциальная психология Ф. Гальтона в Англии, изучающая специфику различий между людьми;

- метод тестов, разрабатываемый английскими исследователями А. Бине и Спирменом, американскими учеными Р. Кеттелом и Ст. Холлом, который на основе этих методов создает свою науку о развитии ребенка - педологию;

- формирование возрастной психологии как самостоятельной области научного знания;

- новая науо психотехника, или индустриальная психология, пионерами которой являлись Ф. Тейлор и Г. Мюн-стерберг.

3. Развитие функционализма Ф. Брентано как противника экспериментальной психологии В. Букдга, а также всего ассоцианистического направления в психологии в целом. Дальнейшее развитие в Америке этого направления осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом.


Проблема аффектов в античной психологии
Концепция аффектов у Аристотеля . Чувства со­провождают любую деятельность и являются ее источни­ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных фун ...

Воображение, его виды и формы проявления. Аналитико-статистический характер воображения.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в дея­тельности человека играет воображение. В процессе отражения окру­жающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлен ...