Психология » История психологии как самостоятельная наука » Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда историческое значение теории 3. Фрейда
Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда историческое значение теории 3. Фрейда
Страница 2

— бессознательная попытка из­бавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее друго­му лицу, приписывание другому человеку своих собствен­ных качеств, мыслей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не при­нимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, че­ловек утверждает, что «некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проек­цией также объясняются социальные предрассудки и фе­номен «козла отпущения», поскольку этнические и расо­вые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных лич­ностных характеристик;

6) замещение

— проявление эмоционального импуль­са переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно на правлено против самого себя: враждебные импульсы, адре­сованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция— отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделейности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия — возвращение на более ранний, прими­тивный способ реагирования, устойчивые регрессии прояв­ляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаи­вает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случа­ях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безо­пасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних пери­одах жизни. Более мягкие проявления регрессии у взрос­лых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные меха­низмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

• они действуют на неосознанном уровне и поэтому явля­ются средствами самообмана;

• они искажают, отрицают или фальсифицируют восприя­тие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

• реалистическая тревога — эмоциональный ответ на уг­розу реальных опасностей внешнего мира, помогает обес­печить самосохранение;

• невротическая тревога — эмоциональный ответ на опас­ность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспо­собным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

• моральная тревога — когда ЭГО испытывает угрозу на­казания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к

активному выражению безнравственных мыслей или дей­ствий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;

• социальная тревога возникает в связи с угрозой исклю­чения из группы сверстников из-за неприемлемых дей­ствий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прош­лые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреж­дения человека о надвигающейся опасности. При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угро­за исходит от конкретного внешнего источника, при невро­тической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмер­ного возбуждения инстинктов — позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымыш­ленной внешней угрозы, или психологическую защиту, ней­трализующую повышенное возбуждение инстинктов. Ин­стинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизоф­рения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

Страницы: 1 2 


Практические рекомендации по профилактике дезадаптивного поведения у подростков: «Тренинг социальных умений: Как научиться не создавать себе проблемы»
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя г ...

Теоретические основы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с ЗПР. Коммуникативная готовность к школе как составляющая психологической готовности
Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуника ...