Психология » История психологии как самостоятельная наука » Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда историческое значение теории 3. Фрейда
Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда историческое значение теории 3. Фрейда
Страница 1

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность е своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение «сексуальных комплексов*, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития личности.

ФРЕЙД ВЫДЕЛЯЛ

СЛЕ­ДУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

1) вытеснение желаний —

непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психи­ки «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытес­ненные мысли не теряют своей активности в бессознатель­ном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто являет­ся источником телесных заболеваний психогенной приро­ды (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез­ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безраз­личие к данной сфере, реальности. Выделяют полное по­давление — когда болезненные переживания настолько по­давлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение — это частичное подав-

ление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытеснен­ные переживания «прорываются» в виде неожиданных бур­ных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрица­ние

— уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек прояв­ляет яркое безразличие к логике, не замечает противоре­чий в своих суждениях; 3) рационализация

— бессозна­тельная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых мораль­ных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, по­ступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершен­ного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться; 4) инверсия или противодействие

— под­мена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой люб­ви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция

Страницы: 1 2


Результаты исследования по авторской проективной методике «Подарок»
Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности. Диаграмма 4.(КГПУ) Диаграмма 5.(МГТУ) При сравнении выше представленных диаграмм видно, что среди студе ...

Формирование мотивации учащихся. Психологическое изучение мотивации и ее формирование
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в п ...