|
Грофвыделил 4 области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область
. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему, человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания.
Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта: 1) хилотропическое сознание (
подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов); 2) холотропическое сознание (
подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств). Гроф обнаружил, что когда человек от уровня сознания начинает проникать в область своей бессознательной психики, то встречается со следующими уровнями:
1) сенсорный барьер;
2) индивидуальное бессознательное;
3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);
4) трансперсональная область.
Всякая техника вначале активировать органы чувств: физические ощущения в теле (физический барьер), , ранее часто сдерживаемые эмоции (эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы— образный барьер) и т.п. – сенсорные барьеры, которые необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики индивидуального бессознательного (биографический уровень).
Перинатальные матрицы — это глубинные структуры бессознательной психики, в которых содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатия до завершения рождения. Биологическая основа 1 перинатальной матрицы
(БПМ-1) — опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. Приятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки могут проявляться в конкретной биологической форме. Это могут быть переживания комфорта, безопасности, единения с матерью, с миром, удовлетворенности и спокойствия.
2 перинатальная матрица
закладывается в самом начале протекания родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет. Эту биологическую ситуацию во время самоисследования можно пережить снова вполне реалистичным образом либо на эмоционально-символическом уровне: появляются ощущения возрастающей тревоги и надвигающейся смертельной опасности, могут возникнуть образы ужасного спрута или питона, которые сжимают, сковывают все тело, либо образы подземелья, из которого невозможно найти выход и т. п. Ситуация представляется невыносимой, безнадежной. Среди стандартных компонентов этой матрицы — мучительные ощущения одиночества, беспомощности, безнадежности, отчаяния и вины.
3 перинатальная матрица
отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращения матки продолжаются, но шейка матки уже открыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу.Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, порой удушье. Во время сеансов самоисследования, помимо истинных реальных ощущений разных аспектов борьбы в родовом канале, человек может испытывать и символически-эмоциональные переживания: элементы титанической борьбы, образы стихийных бедствий, войн, схваток с дикими животными, столкновение с огнем, кровавые жертвоприношения, сильное сексуальное возбуждение, агрессию и пр. 4 перинатальная матрица
Психологический анализ современных теорий
агрессивности
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...
Характеристика психологических идей А. Адлера.
Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы человека, которые ранее не имели столь широкого изучения в психологии.
1. Понятие творческого «Я», кото ...
|