Психология » История психологии как самостоятельная наука » Трансперсональная психология С. Грофа
Трансперсональная психология С. Грофа
Страница 1

Грофвыделил 4 области психики, лежащие за пре­делами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) транс­персональная область

. Человеческая психика по существу соразмерна всей Все­ленной и всему существующему, человек одновременно и мате­риальный объект, и обширное поле сознания.

Люди мо­гут осознавать себя самих с помощью двух различных мо­дусов опыта: 1) хилотропическое сознание (

подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном време­ни в мире материальных объектов); 2) холотропическое сознание (

под­разумевает поле сознания без определенных границ, кото­рое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств). Гроф обнару­жил, что когда человек от уровня сознания начинает про­никать в область своей бессознательной психики, то встре­чается со следующими уровнями:

1) сенсорный барьер;

2) индивидуальное бессознательное;

3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4) трансперсональная область.

Вся­кая техника вначале активировать органы чувств: физические ощущения в теле (физический барьер), , ранее часто сдерживаемые эмоции (эмоциональный барьер), актуализация зри­тельных образов (цветные пятна, геометрические формы— образный барьер) и т.п. – сенсорные барьеры, которые необходимо преодолеть, преж­де чем начнется путешествие в бессознательную сферу пси­хики индивидуаль­ного бессознательного (биографический уровень).

Перинатальные матрицы — это глубинные структуры бес­сознательной психики, в которых содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зача­тия до завершения рождения. Биологичес­кая основа 1 перинатальной матрицы

(БПМ-1) — опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. При­ятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки могут проявляться в конкретной биологической фор­ме. Это могут быть переживания комфорта, безопасности, единения с матерью, с миром, удовлетворенности и спокой­ствия.

2 перинатальная матрица

закладывается в самом начале протекания родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет. Эту биологическую ситуацию во время са­моисследования можно пережить снова вполне реалистич­ным образом либо на эмоционально-символическом уров­не: появляются ощущения возрастающей тревоги и надви­гающейся смертельной опасности, могут возникнуть образы ужасного спрута или питона, которые сжимают, сковыва­ют все тело, либо образы подземелья, из которого невоз­можно найти выход и т. п. Ситуация представляется невы­носимой, безнадежной. Среди стандартных компонентов этой матрицы — мучительные ощущения одиночества, бес­помощности, безнадежности, отчаяния и вины.

3 перинатальная матрица

отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращения мат­ки продолжаются, но шейка матки уже открыта и это по­зволяет плоду постепенно продвигаться по родовому кана­лу.Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, порой удушье. Во время сеансов самоисследования, помимо истинных реальных ощущений разных аспектов борьбы в родовом канале, че­ловек может испытывать и символически-эмоциональные переживания: элементы титанической борьбы, образы сти­хийных бедствий, войн, схваток с дикими животными, столкновение с огнем, кровавые жертвоприношения, силь­ное сексуальное возбуждение, агрессию и пр. 4 перинатальная матрица

Страницы: 1 2


Методика Ч. Спилбергера – Ю. Ханина
Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга (1966-1973 гг.), которая является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личност ...

Виды игрушки и игровой деятельности
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятел ...