Введение
Страница 1

Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений – экономических, социальных, политических, нравственных, производственных, родственных, духовных и др. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты.

Во всех сферах человеческой деятельности при решении самых разнообразных задач в быту, на работе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или целого коллектива в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Актуальность исследования: Кардинальные изменения в политической и социально-экономической сферах существенно повлияли на характер отношений между сотрудниками внутри одной компании либо организацией и человеком.

Конфликты в организации – это неотъемлемая составляющая любой современной компании. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. Организационный конфликт – процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Центральным вопросом в исследовании производственных конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций.

Мы считаем, что не причины и факторы конфликта, а стратегия поведения его участников оказывает решающее значение в разрешении конфликта. Подобное отношение к конфликтам мы находим и у Т.Г. Григорьевой, Т.П. Усольцевой (1997). Они считают, что не сами конфликты действуют разрушительно и затрудняют совместную жизнь людей, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, ощущение угрозы. При чрезмерно интенсивных и длительных переживаниях может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления и поступков.

В силу этого актуальным становится выявление стратегии поведения участников конфликта в организации, обусловленные личностными и профессиональными особенностями. А значит, появилась потребность в изучении взаимосвязи личностных особенностей сотрудников и их взаимосвязь с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации.

При анализе литературы прослеживается интересная особенность – проблема производственного конфликта рассматривается в работах многих авторов (Фиганов И.С. (1988), Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. (1989), Ковалев А.Г, Волков И.П Гришина Н.В. (1990), Душков Б.А. (1990), Шейнов В.П. (1990) и др.). Вместе с тем, остается неясным, как именно личностные и профессиональные особенности влияют на выбор тех или иных стратегий поведения в конфликтной ситуации, что составляет пробел в теоретических знаниях современной психологии.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.

Цель исследования:

Выявление различий стилевых особенностей поведения в конфликтной ситуации сотрудников в связи с их профессиональными особенностями;

Выявление различий в характере взаимосвязей выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации и личностных особенностей сотрудников в группах, различающихся профессиональным уровнем, а также их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием.

Задачи исследования:

Теоретический анализ проблемы конфликта в отечественной и зарубежной психологии;

Теоретический анализ особенностей конфликта в организации;

Проведение эмпирического исследования с целью выявления стратегий поведения в конфликтной ситуации, личностных характеристик сотрудников и степени эмоционального выгорания;

Выявить группы, различающиеся профессиональным уровнем;

Страницы: 1 2