Введение
Страница 1

Тему данного исследования составляет изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью. Семья играет огромную роль для развития любого ребёнка, в том числе и для умственно отсталого.

Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием детско-родительских отношений. Изучением детско-родительских отношений в семьях нормально развивающегося ребёнка занималась большая группа учёных (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В, Дубровина, М,И, Лисина, А.С. Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, детско-родительских отношений в семьях, имеющих аномально развивающихся детей, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи аномального ребёнка изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, Т.А. Добровольской,С,Д. Забрамной, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёвой , И.И. Мамайчук. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия аномального ребёнка с окружающими, восприятия этого ребёнка близкими для него людьми и развития самого ребёнка как личности. Целенаправленного изучения такого рода отношений в семьях, имеющих умственно отсталого ребёнка, до настоящего времени не проводилось. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребёнка в общество.

Выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, имеющих умственно отсталого ребёнка, позволит наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребёнка, которые во многом зависят от глубины и проявлений дефекта, а также микросоциальных условий, в которых воспитывается и обучается ребёнок (в семье, в школе - интернате).

Цель исследования

– изучить детско-родительские отношения у подростков с умственной отсталостью и определить пути коррекции этих отношений.

Объект исследования

– детско-родительские отношения в семьях, имеющих умственно отсталых подростков.

Предмет исследования

– изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования

состоит в предположении о том, что для нормализации детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью необходимо:

1. Исследовать восприятие ребёнком внутрисемейных отношений.

2. Выявить особенности оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями.

3. Изучить особенности родительской позиции к своему ребёнку.

4. На основе всех полученных результатов составить коррекционную программу, направленную на коррекцию отношений умственно отсталых подростков с родителями, включающую в себя следующие блоки:

1) Блок коррекции восприятия умственно отсталыми подростками внутрисемейных взаимоотношений;

2) Блок формирования адекватной оценки подростком его взаимоотношений с родителями;

3) Блок коррекции позиции родителей к своему ребёнку.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

2. детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

3. Составить диагностическую программу, направленную на выявление

4. уровня детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

5. Апробировать диагностическую программу, сформулировать выводы.

4. На основе изучения литературы составить коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Для исследовательской работы были подобраны следующие методики:

1. Кинетический рисунок семьи.

Страницы: 1 2


Особенности психодиагностики познавательных процессов детей младшего школьного возраста
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, ...

Виды мотивов
Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, ...