Психология » Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью » Методические основы изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью. Характеристика психодиагностической программы по изучению детско-родительских отноше
Методические основы изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью. Характеристика психодиагностической программы по изучению детско-родительских отноше

Семья – это психологическая среда, в которой воспитывается и обучается ребёнок. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему, во многом определяющую развитие и становление личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

Цель – выявить особенности детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью.

Задачи: провести диагностику отношений в семье, имеющей ребёнка с умственной отсталостью.

Нами подобраны методики, которые составляют содержание диагностической программы:

№ п\п

Изучаемые свойства, параметры психологического явления, процесса

Название методик

Цель

1

Восприятие умственно отсталыми подростками внутрисемейных отношений .

«Кинетический рисунок семьи»

Методика Рене Жиля

«Семейная социограмма»

Изучение чувств ребёнка к членам семьи, определение значимых и отвергаемых членов семьи, оценка особенностей восприятия переживание ребёнком отношений в семье.

Обследование социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающими; восприятия им внутрисемейных отношений.

Изучение положения ребёнка в системе детско-родительских отношений и определение структуры и характера коммуникации в семье.

2

Выявление особенностей оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями.

«Лесенка для детей» (В.В.Ткачёва)

Определение оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями и другими значимыми лицами.

3

Изучение особенностей родительской позиции к своему ребёнку.

Тест-опросник родительской отношения к своему ребёнку (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Изучение родительской позиции (матери или отца) к своему ребёнку.


Что формирует личность: наследственность или среда?
С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в кото ...

Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению. Организация и методы исследования
В последнее время перед людьми все чаще возникает необходимость в умении противостоять различным стрессам. Большое значение в этих вопросах принадлежит изучению способности человека к преодолевающему поведению. Преодоление рассматривается ...