Семья – это психологическая среда, в которой воспитывается и обучается ребёнок. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему, во многом определяющую развитие и становление личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
Цель – выявить особенности детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью.
Задачи: провести диагностику отношений в семье, имеющей ребёнка с умственной отсталостью.
Нами подобраны методики, которые составляют содержание диагностической программы:
№ п\п |
Изучаемые свойства, параметры психологического явления, процесса |
Название методик |
Цель |
1 |
Восприятие умственно отсталыми подростками внутрисемейных отношений . |
«Кинетический рисунок семьи»
Методика Рене Жиля
«Семейная социограмма» |
Изучение чувств ребёнка к членам семьи, определение значимых и отвергаемых членов семьи, оценка особенностей восприятия переживание ребёнком отношений в семье.
Обследование социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающими; восприятия им внутрисемейных отношений.
Изучение положения ребёнка в системе детско-родительских отношений и определение структуры и характера коммуникации в семье. |
2 |
Выявление особенностей оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями. |
«Лесенка для детей» (В.В.Ткачёва) |
Определение оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями и другими значимыми лицами. |
3 |
Изучение особенностей родительской позиции к своему ребёнку. |
Тест-опросник родительской отношения к своему ребёнку (А.Я.Варга, В.В.Столин) |
Изучение родительской позиции (матери или отца) к своему ребёнку. |
Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе оказания
коррекционной помощи дошк-кам с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...
Теория поля Курта Левина.
Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (5890-1947) изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмоционально-аффективную сферу через применение разработанной им теории поля.
Основные тезисы теории поля:
1. В основе любого поведения ...
|