В младенчестве возникает идентификация первичная – примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия.
Эта форма идентификации – предыстория Эдипова комплекса, когда малыш во всем хочет занять место отца, и, боясь с его стороны наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при освоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с Эдиповым комплексом. Это происходит к 5-6 годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Иными словами, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение Эдипова комплекса, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.
Применительно к взрослому субъекту идентификацию связывают с невротическим симптомом, при котором у субъекта – из-за желания оказаться в положении объекта – возникают болезненные явления, характерные для последнего.
Социальная идентичность отражает восприятие, оценивание, классификацию индивидом самого себя в качестве агента, занимающего определенную позицию в социальном пространстве.
Личностная идентичность трактуется как набор черт (иных индивидуальных характеристик, отличающихся определенным постоянством), по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющей дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.
Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.
Достигается в младшем подростковом возрасте (10-11) лет, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.
Тематический план
№ занятия
Содержание
Время выполнения упражнения
Общее время
.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1. Приветствие
2. Основные принципы работы тренинговой группы
3. «Имя и эпитет»
4. «Обмен местами»
5. «Имя на ушко»
6. « ...
Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на способность
человека к преодолевающему поведению. Организация и методы
исследования
В последнее время перед людьми все чаще возникает необходимость в умении противостоять различным стрессам. Большое значение в этих вопросах принадлежит изучению способности человека к преодолевающему поведению. Преодоление рассматривается ...
|