Психология » История психологии как самостоятельная наука » Естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки.
Естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки.

Выделяются следующие естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX в.

1. Постепенное отделение психологии от философии, так как для психологии назрела необходимость разделения предметов и методов, в частности ориентация на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи больше теоретической наукой, нежели практической, не могла дать психологии необходимых инструментов.

2. Внедрение в психологию исходя из исторической необходимости обрести свой, отличный от философского, метод познания новых методов исследования, в частности заимствованного из естествознания метода эксперимента, а также математических методов подсчетов результатов опытов.

3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия, которая, обладая конкретным предметом исследования -человеческим телом и изучая строение его органов, ставила психические функции человека в зависимость от особенностей его анатомии и объясняла причины и механизмы его функционирования не как следствия влияния и особой организации души, являющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, а как целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии и физиологии человека. Не на уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте была доказана зависимость некоторых аспектов поведения человека от физиологических, т. е. материальных, факторов.

4. Возникновение эволюционного подхода к пониманию природы человека [теория эволюционного развития Ч. Дарвина, эволюционный эссоцианизм Г, Спенсера) обусловило изменение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.

Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на основополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущность.


Результаты исследования
Результаты диагностики см. приложение 2. Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты. В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены «р ...

Место индивидуального «Я» в восточных культурах
Однако образ достойного человека в восточных культурах не ограничивается соблюдением внешних ритуалов. Близкое самостоятельности понятие самореализации в восточных культурах преобладает утверждение, что «Я» как такового нет, оно не сущнос ...