Психология » Динамика спонтанной трансформации воспоминаний » Корреспондентный подход в современной когнитивной психологии.
Корреспондентный подход в современной когнитивной психологии.
Страница 1

Пристальное внимание на проблему конструктивного характера воспоминаний было обращено только в конце двадцатого столетия (Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., 2006). В разработке тематики качественного анализа продуктов памяти сформировалось новое направление - «корреспондентный подход» («correspondence conception»), представители которого (Koriat & Goldsmith, 1996, Schacter et al, 1998) развивают методологию «экологической психологии памяти» У.Найссера.

Авторами выделены следующие основные особенности данного подхода:

1) предметом исследования является собственно содержание воспоминаний;

2) специально изучается синтаксис, грамматика и прагматика мнемического нарратива;

3) забывание понимается как потеря связи между продуктом памяти и ситуацией в прошлом;

4) особое значение придается проблеме селективности памяти и, как следствие этого, происходит смыкание с исследованиями в области восприятия;

5) признается существенная роль мета-памяти или рефлексии мнемических процессов.

Полученные в ходе многочисленных исследований данные убедительно свидетельствуют, что воспоминания изменчивы, они развиваются, отмирают и искажаются либо целиком, либо в каких-то, зачастую крайне значимых, компонентах. Каждый человек обладает ложными воспоминаниями. При более детальном рассмотрении, все наши воспоминания в некоторой степени являются ложными, поскольку каждый акт памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции.

Одна из ведущих исследователей в области памяти – Элизабет Лофтус – после проведения целого ряда исследований предложила схему, объясняющую механизмы реконструкции воспоминания (см. рис.2). Э. Лофтус также показала, что в результате включения новой информации часто происходят ошибки в воспоминаниях.

Рис. 2. Схема реконструкции воспоминания по Э.Лофтус.

На сегодняшний день выделены следующие виды ошибок памяти:

- потеря доступа к информации о событии

Многочисленные данные свидетельствуют, что забывания из семантической памяти не происходит (Нуркова В.В, 2006). Скорее речь идет о трудностях, связанных с нахождением того или иного фрагмента информации. Так, всем хорошо знаком эффект «верчения на кончике языка», описанный Р. Брауном и Д. МакНейлом (R. Brown, D. McNeil, 1966) – человек понимает, что знает искомое слово, может дать некоторые его характеристики, но извлечь его не получается.

- ошибки времени

Еще в 1890г. В. Джеймс в главе «Восприятие времени» писал: «В целом, время, наполненное разнообразными и интересными событиями, проходит быстрее, но кажется долгим, когда мы вспоминаем о нем. Напротив, незаполненное событиями время тянется долго, но оказывается коротким в ретроспекции». В дальнейшем были проведены исследования, в которых эта мысль получила свое развитие (У. Найссер, А. Хаймен, 2005). Установлены следующие конкретные виды нарушений временной локализации событий:

Страницы: 1 2 3 4


Особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Психические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него ...

Методы управления конфликтами, их краткая характеристика
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, к ...