1. Понятие, сущность и история появления социально-психологического тренинга как формы групповой работы.
2. Методические рекомендации по ведению групп социально- психологического тренинга.
I. В настоящее время в социально-педагогической науке и практике одним из перспективных направлений является разработка активных методов обучения. Среди них особое место занимает тренинг как форма социально-педагогической и социально-психологичнской работы.
Зарождение тренинговых групп (Т-группа) связано с именем такого известного социального психолога, как Курт Левин. Тренинговые занятия берут свое начало в лаборатории под его руководством. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно. В 1945 году в США создается Центр по изучению групповой динамики. В 1946 году работа в мастерской межгрупповых отношений наталкивает ее организаторов на мысль о возможности нового метода группового обучения и одновременно исследования групповой динамики. Уже в 1947 году в США создается национальная лаборатория тренинга, существующая и поныне.
По сути, именно Т-группы стали предшественницами большинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас понятием «социально-психологический тренинг».
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Следовательно, целью социально-психологического или социально-педагогического тренинга является развитие социально-психологической компетентности в педагогическом общении.
В социально- психологическую компетентность в педагогическом общении входят умения:
- ориентироваться в педагогических ситуациях;
- правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния учащихся;
- выбирать адекватные способы обращения с ними;
- реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с учащимися.
Базовыми методами СПТ педагогического общения являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях. Общая цель СПТ педагогического общения характеризуется в следующих задачах:
- овладевать психологическими знаниями ;
- формировать умения и навыки в сфере педагогического общения;
- формировать и развивать установки необходимые для успешного педагогического общения;
- развивать способность адекватного и полного познания педагогом себя и учащихся.
Условия проведения тренинга
1. Комплектование группы только на основе принципа добровольности.
2. Численность группы – от 7 до 15 человек.
3. Продолжительность одного занятия – от 1,5 часов и более.
4. Помещение – светлая, теплая комната, время от времени проветриваемая. Удобные стулья, лучше кресла, расставленные по кругу. А также наличие в комнате свободного пространства, где могла бы поместиться вся группа во время проведения психогимнастики.
Принципы организации занятий
Принцип активности участников.
В ходе занятий члены группы
постоянно вовлекаются в различные действия – выполнение специальных устных и письменных упражнений, проигрывание и обсуждение ролевых ситуаций и т.д.
Принцип исследования позиции.
В процессе работы тренинговой группы создаются такие ситуации, для выхода из которых, нет готовых рецептов, когда участникам приходится самим искать решение проблемы.
Принцип диалогизации взаимодействия,
т.е. полноценного межличностного общения, основанного на доброжелательности, с учетом интересов всех участников, доверии, искренности, терпимости.
Принцип самодиагностики.
Тренер включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, что бы каждый из участников группы рассказал о себе, своих удачах и неудачах.
Стадии развития группы:
1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером.
2. Стадия агрессии (фрустрационная).
3. Стадия устойчивой работоспособности.
4. Стадия распада группы (умирание).
В качестве главной стадии рассматривается третья, стадия устойчивой работоспособности, две первые считаются подготовительными, а четвертая - заключительной.
II.
Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга.
Знакомство в группе.
Цели: - информирование участников об особенностях работы в группе;
Теоретическое обоснование феномена тревожности. Понятие
тревожность в психолого-педагогической литературе
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, ...
Развитие психологии в Европе в эпоху Средневековья
Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отлич ...
|