Психология » Теоретические основы мотивационной психологии в рекламном бизнесе » Структура мотива и его использование в рекламном сообщении. Обзор понятия "мотив"
Структура мотива и его использование в рекламном сообщении. Обзор понятия "мотив"
Страница 1

Термин "мотив" – русифицированное французское слово "motif", в буквальном смысле слова обозначает "побуждение", или от латинского слова "moveo" – двигаю.

А.Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом". Более кратко мотив он определял как то, ради чего совершается действие. Или как тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность. Это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или, естественно, удовлетворяя потребности.

Ж. Годфруа определяет мотив как "соображение, по которым субъект должен действовать".

Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на "динамический" момент направленности действия "на определенные целевые состояния, который независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которого субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели". Иначе говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид – среда".

В Большом психологическом словаре (сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004) - дается следующее определение мотива -

• МОТИВ (англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.

Психологический толковый словарь содержит следующее определение: Мотив (от лат. moveo двигаю) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Анализируя все вышеперечисленные определения, мы можем прийти к выводу, что непосредственно рядом с мотивом нераздельно следуют еще два понятия: потребность и деятельность. И чтобы полностью раскрыть понятие мотива нам необходимо рассмотреть эти понятия совместно.

Л. Брентано, первый ученый исследовавший потребность, ввел следующее определение: "Потребность

— это всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности". Такие ученые, как В.С. Магун, Ю.В. Шаров отмечали, что потребности человека взаимосвязаны и с дефицитом, и избытком вредного для нормального функционирования организма человека. В результате чего появляется потребность в ликвидации этого избытка. Другие психологи под потребностью понимают предмет ее удовлетворения. У третьих потребность — это деятельность или какое-либо напряжение, состояние или свойство личности.

Страницы: 1 2


Выводы по второй части эмпирического исследования
v В воспоминании о динамическом эпизоде также могут быть выделены категории «фигура» и «фон». За счёт появившейся динамики категория «фигура» разделяется на две части: подкатегорию «сюжет» составляет происходящая последовательность действ ...

Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Темперамент и деятельность ([4], С.389). Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Ест ...