Психология » Теоретические основы мотивационной психологии в рекламном бизнесе » Структура мотива и его использование в рекламном сообщении. Обзор понятия "мотив"
Структура мотива и его использование в рекламном сообщении. Обзор понятия "мотив"
Страница 2

Деятельность (по А.Н.Леонтьеву) — это процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности и который обычно завершается удовлетворением потребности, конкретизированной в предмете деятельности (предмет деятельности есть ее действительный мотив). Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.

А.Н. Леонтьев глубоко и последовательно раскрыл отношения в фундаментальной психологической триаде "потребность-мотив-деятельность". Источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив, ("немотивированная" деятельность - та, мотив которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.

Мотивы выполняют следующие функции (по А.Н. Леонтьеву):

- функция побуждения – мотивы-стимулы - выполняют роль дополнительных побуждающих факторов: положительных или отрицательных;

- функция смыслообразования – ведущие мотивы или смыслообразующие - побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл.

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

К компонентам мотива, создающим его структуру, относят три блока.

1. Потребностный блок, который включает в себя биологические, социальные потребности и долженствование.

2. Блок "Внутреннего фильтра", в который входят следующие компоненты: предпочтение по внешним признакам, интересы и склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учет условий достижения цели, нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения).

3. Целевой блок, в который входят следующие компоненты: опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребностей и потребностная цель.

Все вышеперечисленные компоненты трех блоков могут проявляться в сознании человека в вербальной или образной форме. Они могут проявляться не все сразу, а поочередно. Один из компонентов в том или ином случае может быть взят за основание действия из конкретного блока. Структура же самого мотива строится из сочетания компонентов, которые обусловили принятое человеком решение.

Существует огромное множество подходов к пониманию мотива и его структуры. Различные авторы дают определения, которые иногда значительно отличаются друг от друга. Что их сближает это использование описательных терминов вместо объяснительных. Исходя из цели нашего исследования, мы будем придерживаться следующего определения мотива, мотив – это потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение.

Страницы: 1 2 


Основные свойства темперамента, характеристика его типов
От одного и того же свойства нервной системы зависит ряд свойств темперамента, и наоборот, свойство темперамента определяется не одним, а несколькими свойствами нервной системы. Особенно это проявляется при анализе таких свойств темпераме ...

Историческая роль концепции В. Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки
1. Вышедшая в 1074 г. основная работа Вундта -Основания физиологический психологии- ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, ...