А. Маслоу. Теория человеческой мотивации.

Теория во многом опирается на клинический опыт, но в то же самое время, достойно продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Сам Маслоу называл свою теорию холистическо-динамической по названиям интегрированных в ней подходов.

В мотивационной теории Маслоу представлена своеобразная иерархия мотивов: во-первых, разграничиваются не отдельные мотивы, а целые их группы. Во-вторых, эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Но и потребности высоких и высших уровней при этом трактовались как не менее инстинктоподобные, т.е. врожденные (конституциональные) диспозиции, чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. При этом деятельность не столько толкается изнутри, сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Обобщая различия между низшими и высшими потребностями можно сказать, что:

1. Высшие потребности генетически более поздние.

2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение, и тем легче от нее на время освободиться.

3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т.д.

4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.


Особенности применения методов исследования в возрастной психологии
Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии, так как обычно используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в совокупности они позвол ...

Направления в развитии психологии как самостоятельной науки в конце XIX - начале XX в.
Становление психологии как самостоятельной науки стало возможным благодаря постепенному ее превращению из науки описательной в науку экспериментальную. Годом рождения психологии принято считать 1879 г., местом рождения - психологическую л ...