Теория ожиданий Виктора Врума.

Врум предложил теорию ожидания, объединив результаты исследований других авторов. В частности, его взгляды основаны на научных работах Левина и Роттера. Согласно теории ожиданий наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения действительно приведёт к намеченной цели. Ожидания согласно этой модели можно расценивать как оценку вероятности события. Ожидание — "сиюминутное убеждение относительно вероятности того, что конкретное действие приведет к конкретному результату". Чем сильнее уверенность в том, что определенное действии приведет к конкретному результату, тем более сильным считается ожидание. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов:

- затраты – результаты;

- результаты – вознаграждение;

- валентность (удовлетворённость вознаграждением).

Модель Врума можно представить следующим образом:

Мотивация = (З=>Р) * (Р=>В) * Валентность

где (З=>Р) – ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;

(Р=>В) - ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение;

Валентность – ожидаемая ценность вознаграждения. Валентность — "аффективные ориентации на определенные результаты". При положительной валентности человек предпочитает добиваться результата, а не отказываться от его достижения, при отрицательной валентности человек предпочитает не достигать результата. Нулевая валентность означает, что человеку безразлично, какой результат будет достигнут.

Если значение одного из этих факторов будет мало, то и мотивация будет низкой.

Третьим важным элементом в теории ожидания является инструментальность. Тогда как ожидание касается воспринимаемой вероятности того, что определенное поведение повлечет за собой конкретный результат, инструментальность связана с пониманием, что промежуточный результат приведет к другому, важному результату. Врум утверждал, что валентность результатов очень часто является производной от того, насколько эти результаты служат инструментом достижения или предотвращения других результатов. Это означает, что валентность результатов, которые сами по себе могут не считаться важными, может увеличиться в связи с тем, к чему эти результаты приводят.

Существует ряд инструментальностей: от положительной до отрицательной.

Положительная инструментальность — когда вторичный результат будет определенно достигнут, если будет достигнут первичный результат.

Нулевая инструментальность — когда нельзя предполагать связь между достижением первичного результата и достижением вторичного результата.

Отрицательная инструментальность — когда вторичный результат определенно будет достигнут при условии отсутствия первичного результата, и … невозможен при наличии последнего.


Психологические особенности детей начального этапа общения в психолого-педагогической литературе
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. А зависят от готовности ре ...

Публичное харкание
Харкание, похоже, стало у китайцев чем-то вроде национального развлечения. Возможно, это – одна из самых отвратительных и нездоровых привычек китайцев. Прочищение глотки и громкое высвобождение образовавшейся в результате этого жидкости п ...