1. просоциальное – асоциальное;
2. активное – пассивное;
3. прямое – непрямое (манипулятивное) поведение.
Различные их сочетания позволяют выявить девять типов моделей поведения (действия) личности, каждая из которых отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложной стрессогенной ситуации:
1. ассертивные (уверенные) действия (активная стратегия);
2. вступление в социальный контакт (просоциальная стратегия);
3. поиск социальной поддержки (просоциальная стратегия);
4. осторожные действия (пассивная стратегия);
5. импульсивные действия (прямая стратегия);
6. избегание (пассивная стратегия);
7. манипулятивные действия (непрямая стратегия);
8. асоциальные действия (асоциальная стратегия);
9. агрессивные действия (асоциальная стратегия).
Каждый из этих типов поведения оценивается с помощью соответствующей шкалы в опроснике С. Хоббфола. В методике предлагается 51 утверждение относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. К каждому утверждению необходимо выбрать один из следующих вариантов ответа и поставить цифру от 1 до 5:
1 – нет, это совсем не так;
2 – скорее нет, чем да;
3 – затрудняюсь ответить;
4 – скорее да, чем нет;
5 – да, совершенно верно.
Для определения степени сопротивляемости стрессу была использована методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса Рагге. На основании своего исследования они составили шкалу из 43 различных стрессогенных жизненных событий, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Итоговая сумма определяет степень сопротивляемости стрессу, а также степень стрессовой нагрузки: 150-199 – высокая сопротивляемость стрессу, 200-299 – пороговая сопротивляемость стрессу, 300 и более – низкая сопротивляемость стрессу (ранимость).
Межгрупповые отношения и взаимодействия
Самые ранние экспериментальные исследования в этой области были проведены М. Шерифом в 1954 году в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой стадии подросткам 9-12 лет, приехавшим в лагерь, была ...
Мотивация использования когнитивной абилитации в практике социальной работы
В практике современной социальной работы наиболее распространённой формой работы с клиентом является реабилитация и ресоциализация.
Реабилитация
– усилие профессиональных социальных работников, направленное на предотвращение виктимогенн ...
|