Предисловие

«Сотрудничество врача и педагога, совместная организация медико-педагогический, санитарно-педагогических, коррективно-педагогических мероприятий на основе принципов коррективной (лечебной) педагогики – вот единственно возможный путь борьбы с психопатическими и нервными состояниями и заболеваниями в детском возрасте» (В.П.Кащенко, 1930)

Скоро исполняется 130 лет со дня рождения известного ученого, психолога, педагога Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943), которому и посвящается наш скромный труд. Всеволод Петрович имел глубокие знания в различных сферах науки: неврологии, психиатрии, психологии, педагогики и т.д. Это позволило ему одним из первых обосновать принципы лечебной (коррективной) педагогики в нашей стране. Его книга «Дефективные дети и школа» (1912) стала первым русским учебником по дефектологии.

Открытый им в 1908 г. санаторий-школа была уникальным учреждением, комплексно сочетавшим в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. До 30-х годов он возглавлял становление коррекционной педагогики и специальной психологии в нашей стране, но затем был репрессирован и умер в 1943 г. в безвестности.

Все годы советской власти в дефектологии звучали другие имена, отражавшие идеологию той эпохи. Но они уходят из памяти людей вместе с прошедшим историческим периодом. Время – вот тот судия, который оставляет в духовной сокровищнице навека только имена истинных глубинных исследователей человеческой души, одним из которых и является Всеволод Петрович Кащенко. Его интегративные принципы «лечебной педагогики» спустя почти столетие не преданы забвению, стали еще более актуальными. Эти закономерности находят сегодня отражение в организации ПМПК и комплексных реабилитационных центров, подготовке современных кадров по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Наконец выход пособия приурочен к годовщине создания на ППФ НГПУ коррекционного отделение (14 февраля 1996) и кафедры специальной психологии и педагогики. Творческим коллективом кафедры осуществляется подготовка руководства по данному направлению под общей редакцией проф. О.В. Трошина.

Данное учебное пособие является вторым изданием (1997), дополненным и переработанным. Оно подготовлено в соответствие с ГОС-2000, расширены прежние темы, введены ряд новых лекций и семинаров, отражающих современные тенденции развития специальной психологии и педагогики.


Схема апперцепции
Когда формируется прототип - ранний вариант личности, воплощающий цель, - устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Все это, по мнению Адлера, предсказывает, что случиться в его жизни в дальнейшем. Ребенок будет вос ...

Особенности развития внимания
Одной из основных форм познавательной деятельности человека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляют концентрироваться на предмете, действии. Под ощущениями понимаются такие психические процессы, которые возника ...