Психология » Психология и педагогика » Психика, поведение и деятельность
Психика, поведение и деятельность
Страница 1

Важнейшая функция психики – регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А.Н.Леонтьев. Л.С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются её объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А.Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. его промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. смысл действия. Смысл, по определению А.Н. Леонтьева, есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Деятельность –

это активное взаимодействие человека со средой , в котором достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МОТИВЫ-

то, что побуждает человека к деятельности.

ДЕЙСТВИЯ

– относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчинённые общему замыслу.

ЦЕЛИ- то,

на что направлена непосредственно деятельность.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешнее проявление психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести : 1) отдельные движения и жесты (поклон, кивок) 2) внешнее проявление физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, (поза, мимика, взгляды.) 3) действия, которые имеют определённый смысл. 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Главной характеристикой деятельности является её предметность.

Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз когда осуществляется предметная деятельность.

Страницы: 1 2


Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание
Цель упражнений: - научить ребенка быть внимательным к себе, своим чувствам и переживаниям, - осознать положительный эмоциональный опыт; - осознать отрицательные эмоции; - осознать свои достижения; - научиться контролировать эмоциона ...

Основные направления развития современной психологии
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психолог ...