Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Синтогенетическая периодизация психического развития
Синтогенетическая периодизация психического развития
Страница 2

И действительно невозможно исследовать девиации без сопоставления их с контрольными группами нормы и патологии. В этом заключается синтологический подход

к специальной психологии, раскрывающий ее методологическое единство с возрастной и медицинской психологией (Трошин О.В., 1994). Этот подход позволяет изучать универсальный процесс формирования социально-психологической дезадаптации индивидуальности.

2. Теория синтогенеза психологических систем

Психологической основой предлагаемой для специальной психологии возрастной периодизации явились положения разрабатываемой нами с 1994 г. синтологической психологии

, базирующиеся на законе единого сознания.

В результате были обоснованы в 1998 г. принципы синтологической психологии развития,

основанной на законе единого структуирования.

Их проекция в возрастное развитие психики позволяет раскрыть психологические механизмы постадийной дифференциации, структуирования Я-концепции, самосознания, внутреннего плана действий и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

В 2000 г. разработаны ведущие методологические положения синтогенетической психологии

, которые нашли экспериментальное подтверждение. Синтогенетическая психологияхарактеризуется интегральным подходом к индивидуальному психологическому развитию человека. При этом рассматривается единый структурно-функциональный процесс синтогенеза,

который включает в себя следующие компоненты:

1) Нейрогенез (развитие нейродинамических систем)

2) Психогенез (развитие психодинамических систем)

3) Социогенез (развитие социодинамических систем)

Дополнительными компонентами синтогенеза, выходящими за когнитивные границы собственно психологии, являются соматогенез (развитие биохимических, биофизических и физиологических систем организма), который исследуется медициной и естествознанием; спиритогенез (развитие нравственно-этической, эстетической, духовной сферы человека), который изучается культурологией, философией, богословием.

Комплексное исследование синтогенеза позволило сформулировать синтогенетическую теорию развития (синто-психологии)

. Она интегрирует положения таких известных теорий возрастного развития как эпигенетическая теория Э.Эриксона (эго-психология); генетическую теорию Л.С.Выготского (генетическая психология); деятельностную периодизацию развития Д.Б.Эльконина (советская психология); интегральную периодизацию развития В.И.Слободчикова (1996) (субьектная психология); онтогенетическую теорию (онтопсихология); ортогенетическая система (ортопсихология)и др. При этом можно выделить следующие синтогенетические структуры, определяющие формирование психических функций по стадиям онтогенеза.

1. Первичная синтогенетическая структура

Первичная синтогенетическая структура представлена линиями индивидуального развития

по Ж.Пиаже. Причем известно, что Л.С.Выготский выделял две базисные линии развития: линия аффекта (преимущественно непроизвольные, подсознательные процессы эмоционального реагирования) и линия интелекта (преимущественно произвольные, сознательные процессы познания).

Ориентируясь на данные исследования, которые нашли подтверждение в современных экспериментах, в первичной синтогенетической структуре выделяется две основных линии развития:

1) Психологический онтогенетический вектор

. Он характеризует основные показатели психогенетической ситуации развития человека. В его основе - знаковый универсальный код, который выступает в подсознании в качестве психологических прообразов. На функционирование данного вектора непосредственно оказывает влияние генотип человека и бессознательная сфера (онтотип), которые между собой тесно взаимосвязаны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Характеристика и направления развития неофрейдизма
В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толков ...

Что формирует личность: наследственность или среда?
С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в кото ...