Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Синтогенетическая периодизация психического развития
Синтогенетическая периодизация психического развития
Страница 4

В дальнейших исследованиях первичные свойства были также конкретизированы как показатели теплообмена, обмена веществ, вегетативной регуляции ., а вторичные - психофизиологические показатели мнемических, мыслительных, аттенционных, психомоторных свойств.

В основе инстинктивного поведения индивида лежат генетические характеристики, биологические и психофизиологические свойств, нейроэндокринные показатели. В процессе взаимодействия врожденных свойств индивида с окружающим миром, формируется личность.

Соотношения между типами телосложения и типами характера легли в основу известных типологий психофизических конституций Э. Кречмера (астенический, атлетический, пикнический), Э. Шелдона (эндоморфный, мезоформный, эктофорный). Последние соответствуют определенным типам темперамента: висцеротонический, соматотонический, церебротонический.

Темперамент отражает основные свойства ЦНС и особенно ВНД. Нейрофизиологические процессы, их соотношения определяют основу разнообразных психологических проявлений. В связи с чем по Гипократу выделялись следующие типы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые затем нашли экспериментальное подтверждение в исследованиях И.П. Павлова.

Б.П. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин (1978) выделили формально-динамический аспект психической деятельности человека, представленный свойствами психики, независящими от конкретных целей, способов и мотивов и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Они и характеризуют темперамент, который можно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

При этом активность выступает в виде динамико-энергетической напряженности поведения человека, а эмоциональность включает в себя все многообразие аффектов и настроений человека: чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, устойчивость, доминирующее настроение и т.д. Все это определяет вторично психодинамические особенности человека и индивидуальный стиль деятельности.

Врожденные особенности индивида связаны с типом сформированного темперамента (способ эмоционального реагирования); типом ВНД, базирующегося на основных психофизиологических процессах возбуждения, торможения и их динамичности; задатками как базисными простыми элементами психики, рудиментами будующих способностей; характером вегетативно-трофического обеспечения деятельности (степень развития сердечно-сосудистой, мышечной систем и системы дыхания).

В целом, индивидный уровень человека представлен врожденными и формирующимися в первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, психомоторики, психосоматического реагирования; влечения темперамент, экстраверсия-интраверсия, эмпатия, контактность.

На этом уровне формируются преимущественно нейродинамические

нервно-психические расстройства, в том числе задержка развития индивида.В настоящее время активно изучаются нейрофизиологические, психофизилогические и нейропсихологические аспекты развития ребенка.

2. Субьект

определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на обьект. Быть субьектом по А.В. Брушлинскому (1991) - значить быть «творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности».

По Б.Г. Ананьеву (1980) стать субьектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Достижение уровня субьектности предполагает овладение человеком основных психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Виды адаптации детей раннего возраста
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольник ...

Правила поведения в обществе – китайский этикет
Для многих европейцев Китай не просто другая страна - это совершенно иной мир! Люди, впервые приехавшие в Китай, не только сталкиваются с различиями в языке, географии, политике и т.п. - многие испытывают настоящий культурный шок. Многие ...