Реабилитация аномального ребенка
Страница 2

2) Медицинская Р

.- это устранение или частичная компенсация отклонений развития с использованием медицинских средств восстановления нарушенных функций: лечебная физкультура, физиопроцедуры, медикаментозные средства и т.д.

3) Педагогическая Р

.- это применение методов специального воспитания и обучения аномального ребенка с целью формирования личности, обладающей определенным уровнем знаний, с возникновением дальнейшей профессиональной подготовкой.

4) Социальная Р.-

это применение средств социальной службы для интеграции аномального ребенка в социальную среду, приобщение его к общественной жизни и труду, приспособление к полноценной реализации себя как личности.

4. Адаптация

Адаптация - (от латинского "приспособляю") - это приспособление строения и функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации

:

1) Биологическая - приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и т.д.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): к соответствующим заболеваниям или ограничению функции органа. Человек в отличие от животных обладает способностью систем к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. При этом используются средства физической тренировки, закаливания организма, психофизического тренинга.

2) Сенсорная - приспособление органов чувств к действующим на них раздражителей. Она достигается за счет увеличения или уменьшении абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации аномалий зрения, слуха и т.д.

3) Психологическая - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; а также к внутренней психологической жизни индивидуальности в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации – это адекватное взаимодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения, в частности, являются образование, воспитание профессиональная подготовка; а при отклонениях в развитии – специальные технологии психокоррекции и реабилитации.

4) Социальная А.- это процесс активного приспособления индивидуальности к условиям новой социальной среды; или формирование индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Является интегративным показателем психологического состояния человека, отражающим его психологические возможности выполнять определенные социальные функции. Можно выделить следующие показатели социальной адаптации:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2) гармоничная система отношений и процесса общения с окружающими;

3) способность к трудовой деятельности, обучению, организации отдыха;

4) способность к самообслуживанию в семье и коллективе;

5) изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями окружающих.

При этом важно значение имеет принятие личностью определенных социальных ролей. Неправильное представление о себе и своих социальных связях ведет к нарушению адаптации - дезадаптации, которая, в частности, проявляется социально-психологической изоляцией, снижением успеваемости, неадекватными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками.

Если говорить об основных формах восстановления адаптации, то биологическая адаптация у аномальных детей связана с усилением функции сохранных систем или за счет применения аппаратуры, улучшающей зрение, слух. Психологическая адаптация достигается методами коррекционной педагогики и специальной психологии, коррегирующих вторичные психологические нарушения. Эти методы, в частности, позволяют рационально воспринимать имеющуюся аномалию, уметь к ней адаптироваться и не обращать на него внимание в повседневной жизни. Социальная адаптация приспосабливает аномального ребенка к полноценной жизни в обществе, среди нормальных детей.

5. Интеграция (с латинского «объединение»)

Для этого используются методы интеграции, которые также можно подразделить на определенные формы:

1) Психологическая - достигается за счет компенсаторного объединения разрозненных ВПФ, для выполнения определенной психологической деятельности. Аномалия обычно вызывает психологическую дезинтеграцию с нарушением связей между различными ВПФ. В частности, эмоционально насыщенная, совместная деятельность и направляемая специальным психологом, позволяет интегрировать нарушенные ВПФ.

2) Педагогическая - объединение аномального ребенка с нормальными детьми в процессе воспитания и обучения. При этом ребенок не должен чувствовать себя изолированным в коллективе и адекватно участвует в совместной деятельности. Активно используется также домашнее обучение и воспитание, а также создание специальных классов в общеобразовательных учреждениях. Это позволяет не изолировать ребенка от семьи, от коллектива нормальных сверстников.

Страницы: 1 2 3


Теория «Оперантного бихевиоризма» Скиннера.
Б. Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма. Основные положения теории «оперантного бихевиоризма": 1. Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей. 1. Поведение - это то, ч ...

Выводы
Сравнение результатов первого и второго эмпирического исследований позволяет сделать следующие выводы: 1. Описанные в литературе закономерности трансформации образа памяти на стадии хранения не являются универсальными. Существует специфи ...