Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психологический анализ недостаточности зрения
Психологический анализ недостаточности зрения
Страница 2

Отмечено снижение уровня умственного развития у слепых, что может быть обусловлено следующими факторами:

- сенсорная депривация. М.С. Певзнер (1966) обнаружила задержку интеллектуального развития в виде более позднего формирования обобщений, понятийного аппарата. Объясняют это тем, что недостаточность зрительной информации о внешнем мире тормозит становление познавательной деятельности.

- социально-психологическая депривация. Формируется в условиях, когда окружающие относятся к слепому ребенку недоброжелательно, эмоционально неадекватно, подчеркивают его моторную неловкость, неспособность к определенным формам деятельности. Это формирует у него пониженное настроение, снижается интерес к интеллектуальной деятельности, он становится пассивным, равнодушным. Подобным действием обладает и гиперопека, способствующая развитию низкой интеллектуальной активности, безынициативности, безволия.

- наличие нарушений со стороны соматической или нервно - психической систем, которые ослабляют психическую деятельность ребенка, дополнительно ограничивают его интеллектуальные возможности. Они создают неблагоприятный фон, на которого задерживается развитие мышления.

При отсутствии этих факторов слепой ребенок психологически адаптирован, не подозревает о наличии у него дефекта зрения и ведет практически полноценный образ жизни. Имеющиеся недостатки в значительной степени компенсируются другими системами. При этом слепые проявляют повышенную склонность к философскому, математическому мышлению, научной и музыкальной деятельности.

4) Речь. Характеризуется большим словарным запасом, который может вызывать "перегруженность" речи. Отмечается также неправильное соотнесение между названием и самим предметом, это обусловлено отсутствием зрительной информации об обьекте. Преобладают общие формальные знания над конкретными, что обуславливает неверное употребление слов.

3. Особенности моторики

1) Гипокинезия - замедленность, инертность движений, предпочтение малоподвижного образа жизни.

2) Навязчивые движения - разнообразные стереотипные непроизвольные движения в виде ритмических подергиваний головы, туловища, рук. Наиболее часто встречается "тремор пальцев рук", ''нистагм глаз ''.

3) Амимичность. Бедность мимической экспрессии, характерный "взгляд в пустоту".

4) Нарушение походки. Она становится замедленной, осторожной, недостаточно координированной.

5) Физическая диспластичность, астеничность, с недостаточным развитием мышечной системы; нарушение осанки.

6) Способны более точно исследовать предмет с помощью осязания, что используется для чтения точечного алфавитного шрифта Брайля. Каждая буква состоит из нескольких рельефных точек, расположенных в два вертикальных ряда. Для чтения используется указательный палец.

4. Личность слепых

Личность слепого зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок - это особый тип личности, поэтому между ним и родителями с периода новорожденности уставляется определенная эмоциональная напряженность, связанная, в частности, с чувством вины и депрессионным настроением, возникающими у родителей. Это вызывает дополнительную эмоциональную изоляцию ребенка, психологическое отдаление его от родителей.

Слепой ребенок формирует особое эмоциональное отношение к себе: в нем видят больного ребенка, требующего постоянной заботы (гиперопека). Это вызывает безразличие к людям, эмоционально нейтральное отношение к своему будущему, апатию, снижение настроения, общей психической активности, утрату интереса к деятельности.

Недостаточность зрения обуславливает малоподвижный образ жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, значительно отличающимися от окружающих людей. Вследствие этого они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессивное состояние.

Стремление компенсировать имеющаяся аномалия зрения вызывает желание добиться равенства отношений со зрячими. Это обуславливает формирование таких черт личности как тщеславие, повышенная обидчивость, скрытность. Одновременно формируются психологические механизмы защиты. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением и т.д.

Страницы: 1 2 3


Понятие о чувствах и эмоциях, формы переживания чувств
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение. 1. Чувственный, или эмоциональны ...

Психологические особенности личности подростков с умственной отсталостью
Понятие «умственно отсталый ребёнок» или ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, принятые в отечественной дефектологии, относятся к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического повреждения моз ...