Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психологический анализ недостаточности зрения
Психологический анализ недостаточности зрения
Страница 3

5. Типы патохарактерологического развития личности

Патохарактерологическое развитие личности у слепых наблюдается на фоне наследственной отягощенности, церебро-органической недостаточности, врожденных особенностей личности, соматических заболеваний и т.д. Патогенное воздействие различных психогенных факторов вызывает появление патологических изменений личности. При этом выделяют три типа отклонений: невротический, аутистический, возбудимый.

1) Невротический тип.

Характеризуется более благоприятным развитием личности. Декомпенсация состояния происходит под влиянием патогенных соматических или психогенных факторов.

А - астенический вариант. Развивается чаще у слепых от рождения. Они меньше переживают сам факт слепоты, но у них отмечается быстрая утомляемость при физической или умственной работе. Они легко раздражаются, настроение пониженное; часто беспокоят головные боли, нарушения сна. Для компенсации создают щадящий режим работы и отдыха.

Б - тревожно-мнительный. Слепота чаще возникает в раннем детстве (до 3 лет). Дети отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, обостренным чувством ответственности. В подростковом возрасте начинают болезненно воспринимать свою физическую недостаточность. Типичны различные страхи, повышенная тревожность. Настроение значительно зависит от внешних факторов, что сопровождается снижением работоспособности.

В - истерический вариант. Обычно в детстве имели остаточное зрение нарушения, которого постепенно прогрессировали, и к 16-20 годам наступала слепота. С раннего детского возраста отмечалась своеобразная инфантильность, капризность, наклонность к истерическим реакциям. В школьном возрасте присоединялись чрезмерное фантазирование, демонстративное поведение. Декомпенсация усиливается к юношескому вoзpacту, когда появляется демонстративность, вычурность поведения, эгоцентричность, стремление вызвать сочувствие. Эмоционально устойчивы, но очень сензитивны, внушаемы.

Г - ипохондрический вариант. Максимальная декомпенсация развивает к 18-20 годам на фоне обострения различных заболеваний. Характерна астеничность, повышенная утомляемость, жалобы на различные неприятные ощущения в теле, в разных органах; страх различных болезней.

2) Аутистический тип

. Наблюдается отягощенность различными нервно-психическими заболеваниями (неврозы, церебро-органическая патология, алкоголизм родителей, неблагоприятная семейная обстановка и т. д.). Формируется склонность к замкнутому образу жизни, повышенной чувствительности; они застенчивые, глубоко переживают свою сенсорную недостаточность. В подростковом кризисе возникают идеи собственной неполноценности. Настроение снижено, отмечается эмоциональная холодность, или недоброжелательность к окружающим. Могут возникать идеи отношения или самоуничижения.

3) Возбудимый тип

. С раннего детства наблюдаются явления церебро-органической недостаточности, частые головные боли; в анамнезе обычно неблагоприятные роды с осложнениями. Склонны к повышенной раздражительности, агрессивности. К подростковому кризису возникают вязкость и инертность мышления, педантичность, отмечаются значительные колебания настроения. Рано оставляют учебу в школе, начинают работать, но на работе отличаются повышенной конфликтностью, раздражительностью. Склонны к алкоголизму, девиантному поведению.

Страницы: 1 2 3 


Анализ личных ощущений людей при холотропном дыхании
Описание ощущений человека при холотропном дыхании: «Такое мышление характеризуется хаотичностью работы сознания. Люди с таким мышлением находятся постоянно в состоянии возбуждения и гиперактивности. Им очень трудно сосредоточиться на од ...

Отклоняющееся поведение подростков. Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для сам ...