Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства
Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства
Страница 8

Учащиеся неравномерно распределяются по нейропедагогическим стратам и позициям, в соответствии с защитным доминированием определенных из них. Уровень развития межличностных отношений резко возрастает, так как учащиеся распределяются на ярко выраженные и локализованные микрогруппы, призванные обьединить усилия ее членов в рамках стрессовой учебной деятельности для наиболее качественного его выполнения. Эти изменения описываются феноменом гетерохронного ассоциирования

.

3) диффузно-ассоциированаая группаявляется промежуточной по своим нейропедагогическим характеристикам и возникает в условиях средней степени образовательного стресса.

В механизмах ФГА принимают участие различные процессы. В частности, образовательный стресс через контенцию формирует нейропедагогическую импрессию - рост внутригруппового давления, которое вызывает позиционное смещение членов группы, фиксацию подгрупп на определенных стратах, т.е. создание нейропедагогического рельефа. В свою очередь эти изменения ориентированы на создание направленного напряжения внутри ассоциированных подгрупп или нейропедагогической интенции. Типичная для каждой подгруппы интенция обуславливает возможность выработки микросоциальной рефлексии, направленной на решение поставленной перед ними образовательной задачи (например, варианта контрольной работы).

В трансактном анализе и стратометрии традиционно выделяется две цис-позиции: левая и правая, которые занимают учащиеся в зависимости от преобладающей мотивации или психотипа. Левую цис-позицию занимают условные лидеры группы, правую - отвергаемые по критерию лидерства.

Промежуточная цис-позиция, через которую реализуются все трансакции, является гармонизирующей, обьединяющей нейропедагогические полярности боковых цис-позиций. Это интерсфера, в которой сходятся все оси коммуникации группы, поэтому через нее осуществляется управление и контроль группой, регуляция баланса ее внутригрупповой активности и т.д.

В условиях образовательного стресса происходит выход большей части учащихся из интерсферы в связи с подсознательной мотивацией освобождения от управляющего контроля преподавателя. Поэтому промежуточные цис-позиции остаются незанятыми.

Взаимодействие рассмотренных выше четырех транс-позиций и трех цис-позиций обуславливают возникновение 12 нейропедагогических статусов

, которые в соответствии с социометрией отражают социально-психологические особенности микрогруппы и индивидуально-психологические отличия входящих в ее состав учащихся в конкретных образовательных условиях ( нейропедагогические психотипы).

4. Нейропедагогика как интегративная научная дисциплина

Проекция нейропсихологических, нейролингвистических и других закономерностей функционирования мозга в его взаимосвязи с ВПФ и ВПеФ в образовательное пространство свидетельствует о необходимости разработки принципов нейродидактики,

которая позволяет управлять учебным процессом на основе обьективных законов нейронаук.

При этом структура образовательного процесса

включает в себя как элементы нейропедагогические позиции, как компоненты соответствующие репрезентативные подсистемы, как связи - нейропедагогические каналы, векторы, сети. В структуре единой нейропедагогической системы учитывается ее пространственно-временная организация с выделением вертикальных и горизонтальных нейропедагогических полей, ОКН, которые их структуируют.

Обычно дидактика определяется как наука об обучении и образовании, целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. В свою очередь нейродидактика

это отрасль дидактики, исследующей нейропедагогические принципы организации образовательного пространства, нейропедагогическую структуру процесса обучения и внутригрупповой психодинамики, методы и средства трансформирования нейропедагогического взаимодействия для достижения наиболее эффективных результатов. При этом нейродидактика подразделяется на обшую

, изучаюшую теоретико-методологичские закономерности; и частную,

обосновывающую практические рекомендации по нейропедагогической диагностике, обучению.

Таким образом, кроме традиционно выделяемых в системе обучения компонентов (дидактический, гносеологический, психологический, кибернетический) необходимо добавить нейропедагогический компонент. В целом, предлагаемый подход к образовательному пространству с позиции синтологической интеграции является весьма перспективным, позволяет по-новому рассмотреть проблемы обучения и воспитания, что может быть эффективно использовано в специальной психологии и педагогике.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Психологическое сопровождение детей с аутизмом. Причины и факторы возникновения аутизма
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной был ...

Фазы развития конфликта.
Динамика конфликта находит свое отражение в фазах развития конфликта. До наступления конфликта представители его сторон индентифицируются в единое МЫ. На первой фазе развития конфликта наступает эмоциональное отдаление между субъектами к ...