Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Когнитивные нарушения. Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте
Когнитивные нарушения. Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте
Страница 1

«Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей» (В.П. Кащенко)

1. Понятие умственно отсталых детей

До 60-х годов использовался термин «слабоумие», отражавший преимущественно количественную сторону интеллектуального дефекта. Позднее стало применяться понятие «умственная отсталость» как стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются отраслью специальной педагогики - олигофренопедагогикой (от греческого "олигос" - мало и "френ" - ум). Это обусловлено тем, что наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией.

Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный, натальный и постнатальный периоды (перинатальные изменения).

2. Олигофрения (психическое недоразвитие)

Патогенные факторы:

1.Экзогенные (инфекционные заболевания матери в период беременности, родовые травмы, заболевания ребенка в период новорожденностн).

2.Эндогенные (патологическая наследственность, умственная отсталость родителей, несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору).

3. Смешанные (алкоголизм, наркомания являются как экзогенными - отравление плода через плаценту, так и эндогенными факторами - повреждение генетического аппарата родителей).

Отличительной особенностью олигофрении является диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга, с преимущественными интеллектуальными нарушениями.

По глубине дефекта различают три степени олигофрении:

1. Идиотия.

Самая глубокая степень умственной отсталости. Этим детям недоступно осознание окружающего, речевая функция резко ограничена и часто вообще не развивается. Вследствие тяжелых нарушений моторики, координации движений они ведут лежачий образ жизни (постельный режим). Гигиенические и навыки самообслуживания или невыражены или не развиваются. Они не обучаемы и находятся в специальных учреждениях системы социального обеспечения, где оказывается необходимый уход и лечение. После 18 лет они переводятся в специальные интернаты для хронических больных.

2. Имбицильность.

Соответствует средней степени тяжести нарушений. Имбицилы обладают небольшими способностями к овладению речью, усвоению несложных навыков самообслуживания. Но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, историки и эмоционально-волевой сферы делает их необучаемыми даже во вспомогательной школе. В специальных детских домах для глубоко умственно отсталых, где они находятся вместе с идиотами, часть из них может овладеть некоторыми навыками чтения, письма, счета.

3. Дебильность.

Наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. Наблюдается недоразвитие аналитико-синтетической функции, нарушения фонематического слуха. Они обучаются во вспомогательной школе, где с трудом овладевают письменной и устной речью, навыками счета. Предметные дисциплины они усваивают в ограниченном объеме. Соматические, моторные нарушения значительно ограничивают их профессионально-трудовую деятельность.

3. Система обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста

В системе министерства образования РФ существуют специальные сады с круглосуточным пребыванием детей, а также специальные детские дома. Разрешается открытие дошкольных групп при вспомогательных школах-интернатах. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности, неосложненная форма». Прием осуществляется в возрасте 4-8 лет.

В системе министерства здравоохранения РФ имеются специальные ясли и психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием детей с органическим поражением ЦНС. В них принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильностн, осложненная форма». Прием в ясли в возрасте 2- 4 лет, в санаторий - 4-8 лет.

Страницы: 1 2


Общая характеристика детей с ограниченными возможностями
1. Понятие "дети с отклонениями в развитии" Данное понятие имеет свою предысторию. В начале 20 века. В.П. Кащенко предложил термин "исключительные дети", подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психо ...

Беседа с врачом
Для психотерапевтов, если они не имеют медицинского образования, эта беседа очень часто особенно значима. Конечно же, и здесь требуется обязательное согласие родителей. С ними, а также с самим ребенком следует обстоятельно обсудить необхо ...