Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Когнитивные нарушения. Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте
Когнитивные нарушения. Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте
Страница 2

В учреждения министерства социального обеспечения принимаются дети с диагнозом «имбецильности или идиотии».

4. Особенности психологического развития в дошкольном возрасте

1. Задержка моторного развития. Они значительно позднее начинают держать голову, садиться, стоять, ходить (до 2 лет). Перекидные системы на 5 карманов. Будущее перекидные системы.

2. Общая патологическая инертность. Снижение интереса окружающему, моторная и психическая заторможенность, замедленность выполнения всех действий.

3. Нарушается развитие основных форм общения. Не возникает интереса и желания играть с игрушками; нет реакции оживления на взрослых, и в дальнейшем отсутствие эмоциональное контакта с родителями и сверстниками.

4. 3адержка речевых предпосылок развития. Нарушение предметных действий, общения со взрослыми. Также возникает недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, это приводит к более позднему формированию лепета и гуления, а позднее - и других форм речи. Задержка гуления и лепета наиболее характерна в связи с их рефлекторной в первые месяцы жизни ребенка и зависимостъю от органического состояния ЦНС.

5. Недоразвитие восприятия. Особенно затруднено развитие целостного восприятия. К концу дошкольного возраста только 50% олигофренов достигает уровня развития восприятия, характерного для начала дошкольного возраста у нормальных детей.

6. Интеллектуальное недоразвитие. Наиболее страдает словесно-логическое мышление. Однако нарушено также наглядно-предметное мышление, а связи с чем отмечаются расстройства праксиса, самообслуживания и т.д.

7. Расстройства развития деятельности. К началу дошкольного возраста у олигофренов фактически не возникает предметная деятельность, взаимодействие с игрушками чаще носит характер неспецифических манипуляций. Поэтому игровая деятельность без коррекции не развивается. Продуктивной деятельности также нет: не появляются конструктивные навыки, предметный рисунок. Чаще применяется графический штамп, нет передачи целостного образа предмета, искажается его форма и пропорции. Олигофрены не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности.

8. Трудовые навыки нарушаются. Задерживается самообслуживание, бытовой труд, которые не формируются без специального обучения.

9. Нарушения речи. Многие олигофрены не начинают говорить даже к 4-5 годам, первые слова появляются у них после 3-х лет, фразы - к концу дошкольного возраста. При возникновении фразовой речи наблюдаются большие фонетические и грамматические искажения, страдает связность речи. Пассивный запас слов больше активного и реализуется длительно только с внешней опорой. Часто встречается эхолалическая речь или сопряженная, не возникает отраженной и планирующей.

10. Расстройства коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи, амимичность и недоразвитие жестового и эмоционального общения, нарушают коммуникацию.

11. Задержка формирования личности. К трем годам у них еще нет личностных проявлений, поведение носит непроизвольный характер. После 4 лет возникают негативные проявления самосознания в виде отрицательных реакций на замечания, неудачу.

12. Характерологические особенности. Систематическое переживание неуспеха ведет к формированию патологических черт характера - отказ от всякой деятельности, пассивность, замкнутость, или, наоборот, агрессивность, угодливость, озлобленность.

13. Общение со сверстниками искажается. Самоутверждение принимает патологические формы: они ведут себя жестоко по отношению к более слабым, агрессивны, дисфоричны. Развивающийся комплекс неполноценности делает их еще более изолированными в среде сверстников.

Страницы: 1 2 


Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблеме показал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики. Так, авторы учебного пособия [Бауманн] говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного делен ...

Структура мотива и его использование в рекламном сообщении. Обзор понятия "мотив"
Термин "мотив" – русифицированное французское слово "motif", в буквальном смысле слова обозначает "побуждение", или от латинского слова "moveo" – двигаю. А.Н. Леонтьев так определяет мотив: "В ...