Вспомогательная школа
Страница 2

2. Психолого-педагогические особенности учащихся вспомогательной школы

Существуют различные систематики умственной отсталости, на основе которых организуются специальные условия для обучения и воспитания детей.

Классификация форм олигофрении (М.С.Певзнер, 1996)

:

1. Основные формы

1.1 Когнитивная

1.2 Нейродинамическая

1.3 Логопатическая

1.4 Акалькулическая

1.5 Инфантильная

1.6 Психопатическая

2. Дополнительные формы

2.1 Наследственные олигофренические синдромы

2.2 Олигофрения, осложненная гидроцефалией

2.3 Деменция

3. Глубоко умственно отсталые дети (имбецилы и идиоты, помещаемые в специальные детские дома системы социального обеспечения.)

Когнитивная (или основная) форма.

Характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований. Отсутствуют изменения со стороны ликворообразования. Нет грубых нарушений восприятия, выраженных расстройств эмоционально-волевой и двигательной сферы, речевой патологии. Преобладает недоразвитие всей познавательной деятельности:

А - низкий уровень развития вербально-логического и абстрактного мышления;

Б - трудности при установлении причинно-следственных связей;

В - инертность и замедленность мышления.

Поэтому основные коррекционные мероприятия направлены на преодоление инертности, развитие абстрактного мышления.

Нейродинамическая форма

Развивается на фоне нейродинамических нарушений процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Обычно проявляется быстрой возбудимостью, психомоторной расторможенностью, недисциплинированностью детей со значительным снижением их работоспособности. Или в ряде случаев наоборот характеризуется общей слабостью и психической заторможенностью.

В процессе обучения выявляется плохая фиксация внимания на предлагаемом задании; в письменных работах отмечаются многочисленные пропуски, перестановки, при устном ответе – фрагментарное мышление неполное выполнение задания и т.д.

Коррекционные мероприятия проводятся в зависимости от формы нейродинамических нарушений. Негармоничное проявление основных процессов требует применений методики сбалансированного регулирования торможения и возбуждения. Она направлена на организацию и упорядочение учебной деятельности. При этом вырабатывается заинтересованность и положительное отношение ребенка к учебе. Используют специальный дидактический материал, а также игру, сопряженную с познавательной деятельностью.

При преобладании процессов торможения используют приемы, повышающие активность ребенка, компенсирующие его общую заторможенность в моторике и поведении. Для этого детей активно включают в общую коллективную работу, стимулируют учебную деятельность, поощряют успехи. В случае преобладания возбудимых черт личности планируют адекватную физическую нагрузку, частую смену форм деятельности, физкультпаузы, адекватную коррекцию поведения.

Логопатическая форма

Наблюдается сочетание диффузного поражения коры мозга с более глубокими нарушениями в области речевых зон левого полушария. При этом отмечается апраксия губ и языка, страдает восприятие речи (нарушения фонетико-фонематического слуха). Нужны логопедические занятия.

Акалькулическая форма

Диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными поражениями в теменно-затылочной области левого полушария, где находится зона счета. Возникает нарушение пространственных представлений о числе.

Инфантильная форма

При этом ребенок в эмоционально-волевом плане соответствует предыдущему периоду возрастного развития. Выраженное недоразвитие личности в целом, с изменением всей системы потребностей и мотиваций, появлением патологических наклонностей. Ребенок в эмоционально-волевом развитии соответствует предыдущему периоду. Это обусловлено преимущественным недоразвитием лобных долей мозга. Выявляется также своеобразное нарушение походки: движения их неуклюжи, дети испытывают сложности при самообслуживании (апраксия походки, манипулятивная апраксия). Наблюдается несоответствие между произвольными и непроизвольными движениями. Своеобразие поведения проявляется в некритичности, неадекватности; отсутствуют стойкие мотивы поведения, отмечается склонность к подражанию, повышенная внушаемость, зависимость.

Страницы: 1 2 3


Дети с задержкой психического развития
«Воспитательная запущенность ребенка дает возможность этим, казалось бы мелким отклонениям от нормы, расцвести пышным цветом и превратится в аномалии явно патологические» (В.П. Кащенко) 1. Специальное образовательное учреждение Под ЗПР ...

Характеристика межличностных отношений и социального поведения детей с нарушениями речи разной степени тяжести
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят духоту, жару, езду в трансп ...