|
Отмечается слабость регулирующей роли мышления. В результате дети не пользуются ранее усвоенными умственными действиями. Умственно отсталый ребенок не обдумывает своих действий, не составляет плана решения задачи, не предвидит их результата.
Это сопровождается и некритичностью мышления, отсутствием сомнения в правильности своих суждений. Они не замечают своих ошибок не признают критику.
5. Память
Программу 4 классов общеобразовательной школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Это, в частности, связано с замедленностью и непрочностью процессов запоминания. Слабость развития условных связей обуславливает небольшой объем и замедленность процессов памяти. Ослабление внутреннего торможения, недостаточная концентрация очагов возбуждения ЦНС вызывает неточность запоминания и воспроизведения материала.
Кроме того, возникающие условные связи затормаживаются значительно быстрее, что обуславливает ускорение процесса забывания. В условиях внешнего торможения корковой деятельности при ответе на уроке они легко забывают материал.
У умственно отсталых преобладает механическая память, а смысловая - ослаблена. Отмечается трудность выделения существенного в запоминаемом материале. Им сложно проанализировать отдельные элементы, отделить второстепенные детали, составить схему запоминания. Поэтому они с трудом запоминают логические связи, отношения или не умеют их выделять.
Важное значение имеет эйдетическая (образная) память – страдает зрительное представление запоминаемого материала в его конкретной форме. Точность и прочность преднамеренность, произвольного запоминания ниже, но возрастает процент непреднамеренного запоминания второстепенного ненужного материала. Слабость произвольной деятельности затрудняет и припоминание заученного материала.
6. Внимание
Уровень развития внимания значительно ниже, чем в норме. Это связывают с наличием колебаний психической активности, проявляющихся кратковременными фазовыми состояниями коры (торможением или возбуждением). Кратковременность и частая смена этих процессов затрудняет развитие внимания. Оно также характеризуется повышенной истощаемостью в связи со слабостью нервно-психических процессов, низком тонусом коры.
Инертность нервно-психических процессов вызывает нарушение подвижности внимания, способности переключаться с одного объекта на другой.
7. Развитие личности
Умственно отсталые дети в связи с низким уровнем развития мышления, эмоционально-волевой сферы, слабостью усвоения общих понятий позднее начинают осознавать различные аспекты морали и нравственности, особенности социальных отношений. Они легко поддаются негативным влияниям из-за повышенной внушаемости, недостаточности логического мышления. Поэтому совершают часто неадекватные действия. Недоразвитие характера связано с вторичными нарушениями, возникающими в условиях неблагоприятных социальных отношений.
Вследствие слабости произвольной регуляции и чрезмерной возбудимости наблюдается повышенная расторможенность влечений (аппетита, жажды, сексуальной потребности). Эти особенности отмечаются в условиях недостаточности культурного, социального влияния, что формирует дисгармоничное развитие потребностей.
Кроме того, отмечается недостаток инициативы, неумение регулировать свои действия, достигать заранее поставленной цели. Незрелость личности, самоконтроля и логической оценки ситуации вызывает непосредственные импульсивные реакции на внешние воздействия. Эти спонтанные действия, которые не контролируются личностной сферой ребенка. К этим реакциям относят вспышки гнева, недержание аффекта, необдуманные действия, реакции побега и т. д.
Понятие о маскулинности, феминности и андрогинности
Маскулинность
и фемининность
(от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связан ...
Вступление
Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание! Сложностью изучения является то, что внимание не выступает как отдельный процесс. По словам П.Я.Гальперина (1958), “и про се ...
|