Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психологические особенности умственно отсталых детей
Психологические особенности умственно отсталых детей
Страница 3

Отмечается слабость регулирующей роли мышления. В результате дети не пользуются ранее усвоенными умственными действиями. Умственно отсталый ребенок не обдумывает своих действий, не составляет плана решения задачи, не предвидит их результата.

Это сопровождается и некритичностью мышления, отсутствием сомнения в правильности своих суждений. Они не замечают своих ошибок не признают критику.

5. Память

Программу 4 классов общеобразовательной школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Это, в частности, связано с замедленностью и непрочностью процессов запоминания. Слабость развития условных связей обуславливает небольшой объем и замедленность процессов памяти. Ослабление внутреннего торможения, недостаточная концентрация очагов возбуждения ЦНС вызывает неточность запоминания и воспроизведения материала.

Кроме того, возникающие условные связи затормаживаются значительно быстрее, что обуславливает ускорение процесса забывания. В условиях внешнего торможения корковой деятельности при ответе на уроке они легко забывают материал.

У умственно отсталых преобладает механическая память, а смысловая - ослаблена. Отмечается трудность выделения существенного в запоминаемом материале. Им сложно проанализировать отдельные элементы, отделить второстепенные детали, составить схему запоминания. Поэтому они с трудом запоминают логические связи, отношения или не умеют их выделять.

Важное значение имеет эйдетическая (образная) память – страдает зрительное представление запоминаемого материала в его конкретной форме. Точность и прочность преднамеренность, произвольного запоминания ниже, но возрастает процент непреднамеренного запоминания второстепенного ненужного материала. Слабость произвольной деятельности затрудняет и припоминание заученного материала.

6. Внимание

Уровень развития внимания значительно ниже, чем в норме. Это связывают с наличием колебаний психической активности, проявляющихся кратковременными фазовыми состояниями коры (торможением или возбуждением). Кратковременность и частая смена этих процессов затрудняет развитие внимания. Оно также характеризуется повышенной истощаемостью в связи со слабостью нервно-психических процессов, низком тонусом коры.

Инертность нервно-психических процессов вызывает нарушение подвижности внимания, способности переключаться с одного объекта на другой.

7. Развитие личности

Умственно отсталые дети в связи с низким уровнем развития мышления, эмоционально-волевой сферы, слабостью усвоения общих понятий позднее начинают осознавать различные аспекты морали и нравственности, особенности социальных отношений. Они легко поддаются негативным влияниям из-за повышенной внушаемости, недостаточности логического мышления. Поэтому совершают часто неадекватные действия. Недоразвитие характера связано с вторичными нарушениями, возникающими в условиях неблагоприятных социальных отношений.

Вследствие слабости произвольной регуляции и чрезмерной возбудимости наблюдается повышенная расторможенность влечений (аппетита, жажды, сексуальной потребности). Эти особенности отмечаются в условиях недостаточности культурного, социального влияния, что формирует дисгармоничное развитие потребностей.

Кроме того, отмечается недостаток инициативы, неумение регулировать свои действия, достигать заранее поставленной цели. Незрелость личности, самоконтроля и логической оценки ситуации вызывает непосредственные импульсивные реакции на внешние воздействия. Эти спонтанные действия, которые не контролируются личностной сферой ребенка. К этим реакциям относят вспышки гнева, недержание аффекта, необдуманные действия, реакции побега и т. д.

Страницы: 1 2 3 4


Профессиональная мотивация
Применительно к учебной деятельности студентов в системе ссузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущ ...

Причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений.
Наиболее яркий пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости. Казалось бы, довольно безобидный фактор «симпатия- антипатия» касается не только двух или несколько бол ...