Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психодиагностика в работе школьного психолога
Психодиагностика в работе школьного психолога
Страница 2

Определяя динамические особенности поведения подростка был проведен эксперимент, когда восемь наблюдателей фиксировали особенности коммуникации одного ребенка с окружающими. Были выявлены 40 форм поведения данного ребенка. Их анализ показал, что в разных условиях отмечались совершенно разные формы поведения – от абсолютно нормальных до полностью деструктированных, болезненных.

Поэтому в работе педагога – психолога особую роль играют методы экспрессдиагностики, позволяющие получить определенную динамическую информацию о развитии ребенка. В этих целях применяются функциональные пробы /Дубровина И.В.,1995, с.41-45/.

5.

Постановка диагноза и психологическая коррекция

Постановка диагноза проводится с учетом своих профессиональных возможностей. Так отставания в развитии, связанные с органическими нарушениями нервной системы требуют клинико-психологической или медицинской диагностики. Временное отставание и неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здоровых детей исследуется самим психологом. В тех случаях, когда возникает подозрение о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушениях, необходимо родителям посоветовать в тактичной форме обратиться в соответствующие учреждения.

В состав диагноза также входит прогноз, состоящий из двух частей: 1) при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая коррекционная работа; 2) и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Продумывается кому и в какой форме можно сообщить о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития школьника.

Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Первая осуществляется самим психологом, а вторая совместно с учителем или родителями. Рекомендации, даваемые психологом должны быть простыми и понятными тем, кому они предназначены.

Важную роль при этом играет личность самого психолога. Успешное личностное взаимодействие психолога и ребенка, требует от последнего терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способность вызвать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. Психолог должен развивать в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувством, опытом и поведением другого человека.

6.

Общие понятия об одаренных детях

Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им определенной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. При этом врожденными являются только задатки – анатомофизиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания развиваются его способности. В психологии различают общие и специальные способности. Общие способности или интеллектуальные проявляются во многих формах деятельности. Специальные способности – это предрасположенность к отдельным выдам деятельности.

Н.С. Лейтес предложил типологию одаренных детей:

1. Учащиеся с ранним подъемом интеллекта /общих способностей/ характерен быстрый темп учебы за счет раннего развития интеллекта. К 3-4 годам они обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются определенной областью знаний и далеко продвигаются и преуспевают в ней . Характерно постоянное стремление к новой умственной нагрузке.

2. Дети со специальными способностями /ярким проявлением способностей и определенным видом деятельности/. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются определенные задатки. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

3. Дети с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди своих сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Для них характерна оригинальность и самостоятельность суждений, неординарная точка зрения по разным вопросам. Часто их способности проявляются в более позднем возрасте, когда появляются необходимые условия для реализации задатков.

7.

Возрастная динамика одаренности

Имеется возрастная динамика одаренности. Это связано с явлением сензитивных периодов развития, когда обнаруживаются наиболее благоприятные возможности для определенного развития. Такими возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников активизируется аналитическое мышление и особая эмоциональная восприимчивость.

Причем необходимо учитывать, что способности характеризуют только те свойства, которые не исчезают при переходе к новому возрасту. Кроме того, яркие проявления детской одаренности могут быть следствием сочетаний свойств и возможностей разных возрастных периодов. Так, дети дошкольного и младшего школьного возраста опережают своих сверстников не просто по объему знаний и умений , но и по своей активности, деятельной энергии и самостоятельности, т.е. по тем качествам, которые присущи уже подростковому периоду. Одаренных подростков отличают на фоне ярко выраженных черт их возраста такие качества, как самостоятельность в занятиях, т.е. черты следующего возрастного периода. Возрастные особенности ранней юности могут усиливаться за счет сохранившихся качеств более младших возрастов.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. Организация, методы и методики исследования
Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей возрастной группы, а именно - по сравнению с детьми старше ...

Актуальность проблемы изучения сформированности полоролевых представлений у дошкольников
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностных взаимоотношений и, в частности, тех, которые составят основу ...