«Будущее страны - в детях» (В.П.Кащенко)
Все большее внимание уделяется в обществе проблеме ребенка, в особенности, непрерывно возрастающим отклонениям в развитии у детей. Неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно изменяют генофонд нации, отражаясь на ухудшающемся духовном, психологическом и соматическом здоровье наших детей.
Еще в начале 20 века известный врач-педагог Лесгафт писал: «спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!» Этот призыв и стал лейтмотивом деятельности в течении уходящего века для специальной психологии и коррекционной педагогики. Но при этом Всеволод Петрович Кащенко подчеркивал, что отклонения в развитии во многом связаны с «дефектами общения и воспитания самих взрослых». Ведь детство – это психологическая и духовная ячейка социума, как целостной и сложной системы. Поэтому болезни детства отражают нездоровое состояние современного общества в целом.
В связи с этим деятельность специальных психологов и педагогов значительно расширяется сегодня и охватывает семейную, групповую, профессиональную, возрастную психологию и психокоррекцию, с активным внедрением методов медицинской психодиагностики и психотерапии. Она включает в себя методы психологической саморегуляции ребенка и взрослых, родителей и педагогов. Внутреннее саморазвитие психолога и педагога стало насущной задачей современности. Недаром В.П. Кащенко отмечал: «Учи и воспитывай, изучая!» А изучение психологических процессов должно начинаться со своего собственного внутреннего мира.
Поэтому все большее внимание уделяется неврологической и психиатрической подготовке специалистов по коррекционной педагогике: «работа педагога школы должна быть обоснована психологией, а деятельность педагога, занятого воспитанием исключительных детей, неминуемо освещена психоневрологией» (В.П. Кащенко). И хотя сами педагоги часто ревностно относятся к психоневрологам и клиническим психологам, но вся терминология, типологии и базисная коррекционная технология этой сферы знаний разработана и внедрена в советской дефектологии именно психоневрологами. Попытки предложить что-то свое особенное со стороны собственно педагогики по настоящее время не увенчалиь успехом.
Это особенно актуально в связи с увеличением числа умеренных и смешанных отклонений в развитии, требующих особенно тщательного медико-психологического исследования. «Полноценное будущее общества – в социальной полноценности его молодых поколений» (В.П. Кащенко). Именно это сближает специальную психологию с социальной, педагогической и клинической психологией, а также с социологией, культурологией и философией.
Только глубоко духовное и культурное содержание работы с детьми, а не сухая, пусть и совершенная методичность могут изменить существующее положение к лучшему. Проблема детства сокрыта глубоко в нашей собственной душе, душе взрослого человека.
Общим итогом пособия пусть прозвучат напутственные слова Всеволода Петровича: «Чего бы я боле всего пожелал вдумчивому читателю, так это понять сложнейший и многообразнейший в своих чертах и проявлениях обьект, именуемый ребенком, во всей его полноте, а также – целостности педагогических усилий» (В.П. Кащенко).
Только интеграция ведущих отраслей психологии, педагогики, медицины между собой и с остальными сферами науки в рамках, например, синтологического подхода, могут обеспечить решение этой сложнейшей проблемы современности. Поэтому данное многообразие сфер науки, отражает многогранность человеческой души, которая болеет и страдает не по частям, а вся стразу. Следовательно и ее излечение возможно лишь при интеграции усилий, причем на уровне самой души. Т.к. она обьединяет все в человеке, а его самого со всем окружающим миром. Будущее человечества – в душевной психологии и педагогики!
ТРОШИН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ -
доктор медицинских наук (1994), профессор психологии, заведующий кафедрой специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета (1996), член-корреспондент Международной славянской академии образования и культуры (1997); профессор кафедры неврологии Нижегородской государственной медицинской академии (1998); член диссертационного совета по коррекционной и педагогической психологии (1999).
Автор более 300 научных трудов (около 600 п.л.), в том числе 7 монографий и 5 руководств, 14 изобретений, 55 пособий. Подготовлено 5 кандидатских и 1 докторская диссертация; в аспирантуре разрабатывается 15 научных тем. Направление научной деятельности – системно-интегральный подход к психологии, педагогике, медицине (синтология):
1) психологические кризисы развития (кризология), синтологическая психология, специальная психология, психодиагностика и психотерапия;
Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения
В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, определяемая как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эра торжества науки над Средневековьем. Представители этого движения счит ...
Эмпирическая часть исследования. Эмпирическая
часть I.
Целью первой части эмпирического исследования является поиск ответа на вопрос, носят ли трансформации образа памяти универсальный характер для всех его компонентов или имеется специфика изменений, происходящих со смысловым центром кадра и ...
|