Психология » Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа » Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
Страница 3

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие "убеждение". Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, "осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности" [Цит. по: 14]. По словам Г.Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, "убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности "запускают" его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка" [Цит. по: 14]. При этом, чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придается его реализации, а, следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования" [Цит. по: 24]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

— истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

— ценности организованы в системы [24].

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:

— ценности — это понятия или убеждения;

— ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

— ценности имеют надситуативный характер;

— ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

— ценности упорядочены по относительной важности [47].

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

Систему ценностных ориентации личности, таким образом, можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как "жизненный мир человека", "образ мира" и т. п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер. По словам Б.Ф. Ломова, "ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса" [Цит. по: 23].

Я. Гудечек полагает, что система ценностей имеет "горизонтально-вертикальную" структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей "в параллельной последовательности", т. е. иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [Цит. по: 13].

Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное "переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой" [36]. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может определяться как ее абстрактной "высотой", так и ее "силой", зависящей от "тягости", возникающей при ее нереализации [Цит. по: 27].

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ результатов лонгитюдного исследования
В результате проведенного анкетирования у студентов 3 курса (сентябрь - октябрь 2006 г.) при ответе на вопрос о "ценностях в жизни" было выявлено, что ценность "семья" занимает первое место для 65% испытуемых; на второ ...

Синтогенетическая периодизация психического развития
1. Проблема синтологического исследования психологического развития Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, ...