Психология » Гештальт-терапия. Гештальт-группы » История создания гештальт-терапии
История создания гештальт-терапии
Страница 2

Теория К. Левина сложилась под влиянием успехов точных наук, в частности, открытиями поля в физике и личным знакомством со школой гештальт-психологии и ее основателями. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных особенностей, а на изучении личности человека [7].

В рамках гештальт-психологии К. Левин разработал «теория психологического поля». Смысл ее заключается в том, что «поле поведения» определяется напряжениями, возникающими при нарушении равновесия между человеком и средой. Эти отношения порождают физические и психические изменения, которые направлены на избавление от напряжения.[4] В рамках своей теории К.Левин указывал на следующие моменты:

1.организм и среда – одно целое;

2.каждый из окружающих человека предметов имеет определенный заряд – валентность;

3.для каждого человека эта валентность имеет свой знак;

4.воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности - энергетические заряды, вызывающие напряжение человека;

5.человек стремится к разрядке, потому незавершенные и незаконченные действия долго сохраняются в памяти, завершенные забываются быстрей;

6.мотивация создается не только биологическими, но и социальными потребностями;

Так же впервые К.Левин указал на понятие «уровень притязаний». Группа по К.Левину – одно целое и существуют некие законы групповой динамики, а так же феномены лидерства и руководства.

Подход К.Левина отличался двумя основными моментами:

1. переход от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда» Человек и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

2. в отличие от ранее существовавшей трактовки мотивации, как биологического побудителя, Левин показал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Тем самым мотивация получила психологический статус.

Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX в. Она предложила новое понимание психического в человеке, оно заключалось в том, что существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур [3].

Основные законы гештальт-психологии

В исследованиях гештальт-психологов было открыто 114 психологических законов восприятия, которые имеют физиологическую основу, т.е. обусловлены врожденными особенностями центральной нервной системы:

· апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);

· взаимодействие фигуры и фона;

· целостность и структурность восприятия;

· прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия);

· константность восприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия);

· феномен «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве);

· феномен «замыкания» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры);

· и т.д.

Идеи гещтальт-психологии затронули восприятие, память, личность и межличностные отношения.

Они объединили психологию и естественнонаучные исследования. 20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Они касались главным образом процессов восприятия [5; 6].

Одним из основных законов гештальт-психологии является

ЗАКОН ФИГУРЫ И ФОНА.

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает именно ту, которая для него в данный момент наиболее значима. Эту информацию гештальт-психологи назвали фигурой. Остальная информация временно отодвигается на задний план и составляет фон.

В качестве фигуры может быть какое-то желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Это в понимании гештальтистов и есть естественный ритм формирования и завершения гештальтов.

Страницы: 1 2 3


Психодиагностика в работе школьного психолога
“Познай самого себя и ты познаешь весь мир” /Сократ/ 1. Задачи школьной психодиагностики В рамках диагностико-коррекционной работы педагога- психолога психодиагностика рассматривается как деятельность по выявлению причин трудностей в об ...

Диагностико-коррекционная работа детей младшего школьного возраста
Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозм») и буквально истолковывается как «различительное познание». Согласно современному общенаучному представлению под термином «диагностика» подразумевае ...