Причины суицидального поведения
Страница 3

Напротив, ритуальный самоубийца лишен момента выбора не только с момента, когда произошло роковое событие (например, смерть мужа для индийской женщины или поражение на войне для самурая), ритуальный самоубийца лишен возможности выбора с той самой минуты, когда он появился на свет. Таким образом, ритуальное самоубийство требует почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения, находящим свое полное и логическое завершение в тотальной ритуализации жизни и смерти. Понятно, что ритуальное самоубийство может существовать только в таком обществе, в котором ценность индивидуальной человеческой личности практически сведена к нулю.

Рассмотрим теорию о причинах и мотивах самоубийства Давида Эмиль Дюркгейма – французского социолога, основателя французской социологической школы и структурно-функционального анализа, одного из создателей социологии, как самостоятельной науки.

Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — это социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Он выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

- эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей;

- альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. (Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем);

- аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе, когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию);

- фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», значительно не распространён.

Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические.

Дюркгейм ввел понятие «аномиз» — тип социально-психологической изоляции, наступающей при ослаблении связей, соединяющих индивида и его социальную среду. Аномическое самоубийство, по Дюркгейму, является результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей его средой.

Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности.

Повод в отличие от причины — это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Понятие творческих способностей
Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. Однако с помощью указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется обра ...

Беседа с врачом
Для психотерапевтов, если они не имеют медицинского образования, эта беседа очень часто особенно значима. Конечно же, и здесь требуется обязательное согласие родителей. С ними, а также с самим ребенком следует обстоятельно обсудить необхо ...