Психология » Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа » Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Страница 1

Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций студентов от 3-го к 5-ому курсу, обучавшихся на факультете "Педагогика и психология".

Проводя сравнительный анализ анкетирования студентов от 3-го к 5-ому курсу можно сделать следующие выводы:

1. Ценность "семья" занимает стабильно первое место, несмотря на то, что процент незначительно изменяется: 3 курс – 65%, 4 курс – 60%, 5 курс – 75%.

2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись: 3 курс – 15%, 4 курс – 30%, 5 курс – 14,2%.

3. Ценность "здоровье" при проведении анкетирования студентов 3 курса была поставлена на 3 место, а к 5 курсу переместилась на 4, это видно из результатов исследования: 3 курс - 15%, 4 курс - 5%, 5курс - 5%.

4. Ценность "профессия". Студенты 3 курса поставили данную ценность на 3 место, и она получила выбор только у 5% студентов. На 4 курсе данный результат сохранился (5%). К 5 курсу ценность "профессия" была переведена анкетируемыми на 4 место и набрала 9,5%. К сожалению, это может быть связано с тем, что к 5 курсу увеличилось число студентов, сомневающихся в реальном трудоустройстве по специальности.

Для студентов немаловажным является вопрос о применении на практике профессиональных знаний. С этой целью нами был предложен следующий вопрос: "Как вы планируете применить на практике полученные знания?" Если на 3 курсе 60% респондентов ответили, что не будут работать по этой профессии, то к 4 и 5 курсу этот процент значительно снижается, соответственно 4 курс - 15%, 5 курс - 19%. Следующий вариант ответа "Буду работать по выбранной профессии?" На 3 курсе - 35%, на 4 курсе - 55%, на 5 курсе - 43%. Прослеживается не значительный, но все-таки рост многие студенты утвердились в выборе профессии. Число студентов, не определившихся в желании работать по выбранной профессии резко меняется: - если на 3 курсе их было всего - 5%, то на 4 курсе уже - 30%, а к 5 курсу - 38%. Радует тот факт, что данный процент увеличивается за счёт тех студентов, которые на 3 курсе категорично ответили, что "не буду работать по данной профессии".

Данные, полученные в ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 10, 11.

Таблица 10

Сравнительные показатели исследования терминальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)

п/п

Список А (терминальные ценности)

3 курс

%

4 курс

%

5 курс

%

1

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

5,2

4,7

2

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

5,2

5,2

4,7

3

– здоровье (физическое и психическое);

47,3

42,1

52,3

4

– интересная работа;

4,7

5

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

5,2

4,7

7

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

4,7

8

– наличие хороших и верных друзей;

5,2

9

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

5,2

11

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

5,2

12

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

15,7

5,2

13

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

5,2

14

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

5,2

15

– счастливая семейная жизнь;

10,5

21

23,8

16

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17

– творчество (возможность творческой деятельности);

18

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

5,2

10,5

Страницы: 1 2 3 4


Психологическое консультирование
Психологическое консультирование в школе №165 проводится по следующим направлениям: 1) детей: по вопросам школьной дезадаптации учащихся (проблемы обучения и поведения); по особенностям психологического развития детей дошкольного и мла ...

Характеристика и направления развития неофрейдизма
В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толков ...