Психология » Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа » Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Страница 4

"Сфера образования" прочно удерживается на втором месте при выборе жизненных сфер.

Интерес к семейной жизни также является преобладающим, и претерпел незначительные изменения на протяжении всех трёх лет исследования (от 51 балла до 52,6 баллов).

"Сфера семейной жизни" занимает 3 место в иерархии жизненных сфер.

"Сферы общественной активности" и "сфера увлечений" попеременно занимают то 4, то 5 место.

"Сфера физической активности" занимает 6 место как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 и 5 курса.

В результате сравнительного анализа жизненных ценностей было выявлено, что наиболее важными являются такие жизненные ценности как "духовное удовлетворение" и "достижение" на протяжении всех трёх лет исследования. Для всех студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов. Удовлетворение своих духовных потребностей студенты ставят выше материальных.

Ценность "высокое материальное положение" на 3 и 4 курсах занимает 3 место, а на 5 курсе она уступает по значимости ценности "развитие себя".

Ценность "сохранение собственной индивидуальности" на 3 и 4 курсах занимает 6 место, а на 5 курсе она поднимается по значимости на 5 место.

По ценности "активные социальные контакты" наблюдаются изменения: если на 3 курсе данная ценность занимала 5 место, то к 4 курсу она увеличила свою значимость и переместилась на 4 место, по результатам же 5 курса она перемещается на 6 место.

Ценность "креативность" занимает 7 место на протяжении всех трёх лет исследования, ценность "собственный престиж" также стабильно удерживается на 8 месте.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что у студентов на протяжении обучения в вузе активно шел процесс становления ценностей и к концу обучения нами было выявлено, что практически заняли более стабильную позицию следующие ценности:

По результатам анкетирования студентов 3, 4, 5 курсов

1. Ценность "семья" - занимает стабильно первое место.

2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей.

Многие студенты (38%) утвердились в желании работать по выбранной профессии по окончании института.

Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показали, что такая ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место на всех этапах исследования.

Ценность "счастливая семейная жизнь" стабильно находится на 2 месте.

Проводя сравнительный анализ (инструментальных ценностей) за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении экспериментального исследования для студентов доминировали ценности: – "честность" (правдивость, искренность);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– "жизнерадостность" (чувство юмора);

– "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно).

Интересным представляется тот факт, что полученные нами данные по методике М. Рокича совпадают со значимыми ценностями, полученными в ходе формирующего эксперимента, проведенного М.С. Яницким с 18 слушателями факультета повышения квалификации психологов и социальных работников Кемеровского госуниверситета. Закономерно, что, по словам М.С. Яницкого, "в ходе формирующего эксперимента произошли определенные изменения в ценностной иерархии исследуемых, связанные с переориентацией участников группы на высший уровень системы ценностей" [Цит. по: 43]. Так, в результате проведенного тренинга в число значимых переместились ценности счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь, широта взглядов, жизнерадостность, независимость и образованность.

Одновременно с этим заметно снизились ранги значимости материальной обеспеченности, а также воспитанности и хороших манер, т. е. ценностей адаптации и социализации.

В нашем же исследовании такая переориентация ценностной иерархии произошла в процессе становления.

Анализируя показатели, представленные по методике "Морфологический тест жизненных ценностей", мы можем отметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" занимает главное место в иерархии жизненных сфер.

"Сфера образования" прочно удерживается на втором месте.

"Сфера семейной жизни" также является преобладающей и занимает стабильно третье место, лишь претерпевая незначительные изменения на протяжении всех этапов исследования.

Страницы: 1 2 3 4 


От 11 до 16 лет
Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения подростка, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством с ...

Методика « Сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе. Содержание методики: испытуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на ...