Анализ и обсуждение результатов исследования
Страница 2

Данным работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

Далее обратимся к результатам по экспериментальной группе - по группе младших школьников. При диагностике младших школьников получены совсем другие результаты. Так, к низким 1 - му и 2-му уровням не был отнесен ни один младший школьник. К 3-му уровню отнесены 6 чел. или 40%.5 детей младшего школьного возраста, или 33,3% отнесены к 4-му уровню развития творческого воображения.

В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к 4-му уровню:

Рисунок 4

В работах этих детей отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

Наконец, к 5-му уровню развития творческого воображения отнесены 4 ребенка младшего школьного возраста (26,7%).

В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к высокому 5-му уровню:

Рисунок 5

Для работ этих детей уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

Методика №2. Пиктограмма ("Нарисуй слово").

Данные диагностики младших школьников по 2-й методике приведены в таблице №3 Приложения (Д), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 2-й методике приведены в таблице №4 Приложения (Е).

Распределение детей двух групп по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения, зафиксировано в таблице 2:

Таблица 2

Показатели

Тип "мыслителя"

Креативы "художественного" типа

конкретно-действ. практич.

мышление

А

З

С

М

К

Контрольная группа (старшие дошкольники)

Кол-во чел.

2 чел.

4 чел.

2 чел.

3 чел.

4 чел.

%

13,3%

26,7%

13,3%

20%

26,7%

Экспериментальная группа (младшие школьники)

Кол-во чел.

2 чел.

2 чел.

4 чел.

5 чел.

2 чел.

%

13,3%

13,3%

26,7%

33,3%

13,3%

Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 2-й методики по данным таблицы 2 построен график, наглядно отражающий разницу уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:

Страницы: 1 2 3


Мужчины в середине жизни
Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами бо ...

Влияние семьи на возникновение и течение психосоматических заболеваний у детей. Психические особенности и психосоматические расстройства в период раннего детства и у детей дошкольного и младшего ш
Формирование внутренней картины психосоматической болезни у детей и взрослых различно: это различие тем больше, чем младше ребенок. Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообраз ...