Анализ и обсуждение результатов исследования
Страница 3

Рисунок 6.

Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам 2-й методики

По результатам проведения 2-й методики с детьми контрольной группы (старшие дошкольники) к творческим работам можно отнести только работы, выполненные 5-ю детьми, это так называемые креативы "художественного" типа (условные обозначения в таблице - "С" и "М").

6 детей контрольной группы отнесены к типу "мыслителя", для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице - "А" и "3").

4 детей контрольной группы отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице - "К").

По результатам проведения 2-й методики с детьми экспериментальной группы (младшие школьники) к творческим работам можно отнести уже работы 9-ти детей. Это существенно больше по сравнению с контрольной выборкой старших дошкольников.

Так, 4 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам "художественного" типа ("С"): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (С) (изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности).

5 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам "художественного" типа ("М"): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла).

4 младших школьника отнесены к типу "мыслителя", для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице - "А" и "3").

2 младших школьника отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице - "К").

Выводы по результатам исследования.

Итак, особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету;

дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;

у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;

у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.

Страницы: 1 2 3 


Психологический анализ недостаточности зрения
Многими исследованиями показано, что выключение зрения в целом не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервно-психической патологии, и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания. В этом случае ...

Характеристика детско-родительских отношений в семье, имеющих детей с умственной отсталостью
Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители. Поэтому родители должны помнить как важна их роль, роль матери и отца. Детско-родительские отношения обладают относительно самостоятельными характеристиками, которые делают ...