Психология » Анализ основных социально-педагогических конфликтов в высших учебных заведения РФ » Обоснование исследования основных потребностей обучения и мотивов поведения студентов в социально-педагогических конфликтах в филиалах Вузов
Обоснование исследования основных потребностей обучения и мотивов поведения студентов в социально-педагогических конфликтах в филиалах Вузов

Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме урегулирования социально-педагогических конфликтов в вузовской среде выявить ряд положений, которые будут нами использованы в практической части исследования.

В качестве цели нашего исследования мы определили основные потребности и особенности мотивации учебной деятельности студентов филиалов Вузов.

Для выявления основных потребностей и мотивов студентов, пришедших в Вуз, используют различные методы: анкетирование, опросы, тестирование.

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию [2].

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

В нашем исследовании мы использовали случайную выборку. Случайная выборка представляет собой такой отбор респондентов, при котором студенты отбираются по одному из всей генеральной совокупности, и каждый из них имеет равный шанс быть отобранным [3].

Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность [12, с. 258].

Исследования Терехина В.А. [36] и др. показали, что на 1, 3 курсах студенты переживают особый кризис, который проявляется в том, что у учащихся возникает неуверенность в собственных силах, растет тревожность в отношении собственного будущего, снижается интерес к учению, появляются сомнения в правильности выбора профессии, что значительно влияет на возникновение конфликтных ситуаций.

Еще один кризисный период наступает к окончанию 5-го (6) курса в связи с предстоящим началом самостоятельной профессиональной деятельности [18, с. 28].

Суть кризиса и возможной основы для конфликта состоит в противоречии между потребностями студентов в освоении нового вида деятельности и имеющимися у них для этого средствами и способами [40].

Поэтому в качестве исследуемой группы нами были определены студенты именно 1, 3, 5 курсов.

Исследование проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов самарского филиала МГПУ (16 чел.), института Аксенова (10), самарского филиала Современной гуманитарной академии (12 чел.), заочного отделения педагогического факультета Самарского госуниверситета на базе СИПКРО (12 чел.).

Исходная статистическая совокупность называется генеральной, отобранные единицы образуют выборочную совокупность. Числен­ность единиц генеральной совокупности обозначается N (650 чел.), объем выбо­рочной совокупности n = 50 чел.

Соотношение объемов выборки и генеральной совокупности, вы­раженное в процентах, называется процентом выборки:

[(n/N) * 100] = 0,0769 *100 = 7,7% [12].

На процессы мотивации студентов влияют две категории факторов. К первой категории мы будем относить факторы, которые определены социализацией: семьей, уровнем подготовки, престижем выбранной специальности, отношением к учебной деятельности, представлениями о профессиональном будущем (вопрос анкеты № 2, 3, 9).

К факторам второй категории будем относить: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. На эти факторы можно влиять в процессе учебной деятельности (вопрос анкеты № 5, 6, 7, 11, 12, 13).


Приложения
Приложение А Протокол обследования От 15 апреля, 2007 г. Методика: Определение понятий Место обследования: классная комната СШ № 41 г. Павлодара Условия обследования: отсутствие взрослых, посторонних звуков, инструктаж. Обследуемы ...

Причины различия умственных способностей человека по К. Гельвецию.
К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей выявление причин различий в умах людей. Теория Гельвеция имеет следующие положения. 1. Способность к ощущению и сохранению этих ощущений, т. е. к памяти, является у человека врожденной. 2. ...