Психология » Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников » Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
Страница 2

С поступлением ребенка в школу в число ведущих, наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступление ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, а как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общение.

Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Если предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет, все это время продолжать учится. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманной и разумной организации учебной деятельности можно добиться того, что к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Очень интересен многолетний опыт экспериментального обучения, организованный группой психологов Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Эти психологи полагают, что наблюдаемые возрастные особенности умственной деятельности объясняется системой усвоения знаний в соответствии с принятыми программами. Составленные Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдововым экспериментальные программы для начальных классов, по мнению авторов, должны формировать у школьников элементы теоретического мышления. Ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается через содержания усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает, им быстрее перестроится на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника необходимы отражение и применялись те знания и умения, к4оторые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскроит детям полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению на практике получаемых теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбие. Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются на столько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте.

Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более современные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей. За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих – четвертых классов за какие-нибудь два – три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития. В обобщенном виде эти различия по основным параметрам можно представить следующим образом.

Страницы: 1 2 3


Методы психодиагностики младших школьников, их классификация
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Если метод – это стратегия научного исследования (общие положен ...

Мысль как единица мышления.
Мышление представлено субъекту не только в форме его результата-мысли, но и в форме процесса. Процесс мышления субъективно хорошо знаком каждому, однако субъективное – не всегда достоверное, поэтому для раскрытия этапов этого процесса , а ...